11 ноября 2004 года в Стокгольме проходили скромные похороны. Хоронили Стига Ларссона, шведского журналиста и общественного деятеля, исследовавшего проблемы экстремизма, расизма и феминизма. Тогда никто даже не подозревал, что вскоре Стиг станет настоящей легендой шведской литературы, а его книги выйдут во всем мире суммарным тиражом 65 миллионов экземпляров. Настоящая мировая известность пришла к нему вскоре после смерти, когда на книжных прилавках появилась его детективная трилогия «Миллениум», повествующая о журналисте Микаэле Блумквисте и суперталантливой хакерше со сложным характером – Лисбет Саландер.
Жизнь у Стига Ларссона была весьма интересная. Покопавшись в его биографии, можно узнать, что в 1977 году он ездил в Эритрею и там учил женщин из партизанских отрядов обращаться с гранатометом. Кроме того, долгие годы он был членом Социалистической партии Швеции, но вышел из нее в 1987 году, так как «не захотел защищать социалистические режимы сомнительного демократического содержания».
Ларссон был последовательным антифашистом: с 1982 года работал скандинавским представителем британской антифашистской газеты Searchlight, основал шведскую организацию «Экспо» (Expo), созданную для противодействия распространению крайне правых, расистских и нацистских взглядов среди молодёжи, и издателем одноимённого журнала. Журнал особенно популярным не был и просуществовал недолго. Многие исследователи жизни Ларссона (а интерес к нему колоссальный, даже на русском вышли две его биографии) утверждают, что он был потрясающе увлеченным человеком, но не слишком последовательным и упорным, из-за чего ни одно его предприятие при жизни слишком большим успехом не пользовалось.
Итак, перейдем к его творчеству. Лично я считаю трилогию «Миллениум» лучшей детективной историей ХХІ века. От книг невозможно оторваться, в чём я убедился лично, прочитав все три части (более двух тысяч страниц – прим. ред.) за полторы недели. Ларссон потрясающе владел предметом рассказа, о чем бы не шла речь – от устройства и иерархии в крупнейших шведских газетах, до службы внешней разведки королевства. Также интересен тот факт, что психология и характеры главных героев очень хорошо прорисованы.
Если попытаться разобраться в «происхождении» главных героев, то Блумквист являет собой альтер-эго самого Ларссона, а образ Лисбет возник в сознании писателя после долгих лет изучения феминизма, который тот активно поддерживал. К слову, первая книга трилогии в оригинале называется «Män som hatar kvinnor» — «Мужчины, которые ненавидят женщин».
Герои у этого автора не делятся на положительных и отрицательных, они действуют исходя из ситуации, в которую попали, например, для Блумквиста ничего не стоит забраться в квартиру к человеку за необходимой информацией, а Лисбет, которая кажется вовсе лишенной каких-либо эмоций, проявляет трогательную заботу по отношению к своему бывшему опекуну, прикованному к постели.
Еще один важный момент – взаимоотношения главных героев Лисбет и Микаэля. Изначальное недоверие, едва ли не боязнь со стороны обоих, переходит со временем в крепкую привязанность. Но Микаэль категорически не желает некоего продолжения – его вполне устраивают давние отношения со своим главным редактором Эрикой Бергер. Эта история далеко не классический любовный треугольник, но любовная линия в романе, являющаяся второстепенной, прорисована очень детально.
Стиг Ларссон планировал написать десять романов из цикла «Миллениум», но из печати вышли только три, а четвертый остался недописанным. Правда, Ева Габриельсон, гражданская супруга писателя, с которой он прожил вместе 32 года, в 2011 году заявляла, что допишет четвертую часть цикла. Наступил 2015-й, а о перспективах шведского издания так ничего и неизвестно. Известно только одно: главной героиней в четвертой части должна была стать сестра Лисбет, Камилла, о которой несколько раз упоминалось в первых трех частях.
После смерти Ларссона утверждали, что он был убит, якобы ему, убежденному противнику «правых», неоднократно угрожали неонацисты, но издатель Ева Гедин утвержадает, что смерть настигла писателя в возрасте 50 лет из-за пристрастия к курению – 60 сигарет в день – всё-таки многовато…
Книги Ларссона были экранизированы как на родине, в Швеции, так и в США. Скандинавы экранизировали все три книги, режиссером первого фильма выступил Нильс Арден Оплев, двух других – Даниэль Альфредсон. В роли Лисбет снялась Нуми Рапас. После выхода фильмов она получила приглашение в Голливуд.
Голливуд ограничился одной частью (надеемся, что ненадолго), зато взялся за нее сам Дэвид Финчер, а в главных ролях снялись Даниэль Крейг и Руни Мара, которая была за роль Лисбет даже номинирована на «Оскар». Судить, какой из фильмов лучший, я не возьмусь, но посмотреть стоит обе версии. Впрочем, как и прочитать книги. Уверяю, о потраченном времени сожалеть не придется.