— Видишь глаз?
— Где?
— Вон! Бог, прикинь!
Валерия Гай Германика начала свою кинокарьеру в рекордные 18 лет – для женской режиссуры в России это так и точно рекорд. Первым полным метром режиссера стала драма «Все умрут, а я останусь», которая своим реализмом и условной документальностью многих шокировала, а тех немногих, кто принял маргинальную эстетику молодого режиссера, заставила задаваться вопросом, что это: новый серьезный автор со своим собственным голосом или же дерзкая выскочка, которая всего лишь спекулирует на теме и методе повествования? Ответ после просмотра второго полнометражного фильма «Да и да» будет однозначный: Валерия Гай Германика – это дерзкий и смелый режиссер-бунтарь, которого российский кинематограф еще не знал.
Germanica is Love
Несмотря на то, что операторы «Все умрут, а я останусь» и «Да и да» – разные люди, визуально новая работа Валерии – это продолжение первого фильма. Зная это, можно сделать вывод о том, что именно режиссер определяет стилистику, и метод съемки – очко в пользу Германики как автора. Искушенный кинолюбитель сразу угадает, исходя из метода и стиля, огромное влияние Ларса Фон Триера и всех фильмов, снятых по принципам Манифеста «Догмы 95»: отсутствует дополнительное освещение, съемка ведется камерой с рук. Однако режиссер следует не всем условиям «Догмы» и смело вставляет в фильм музыкальное сопровождение вместе с визуальными эффектами. И здесь Валерия выступает не подражателем, но самостоятельным автором, который не просто следует написанному в далеком 95-ом году шаблону, но переосмысливает его и дополняет, а если еще точнее, то берет необходимое и достаточное. В сегодняшней суровой действительности авторский кинематограф в России переживает сложные времена, которые связаны не только с ужесточенной цензурой, но и с дефицитом финансирования – в этих условиях авторы вынуждены искать способы экономии: отсутствие дополнительного освещения – один из них, потому что позволяет в разы сократить размер бюджета фильма.
— Пойдём.
— Куда?
— В ад с закрытыми глазами.
Фильм «Да и да» получил среди прочих приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) за сценарий, написанный Александром Родионовым, который так же является одним из сценаристов, создавших «Все умрут, а я останусь». И сценарий «Да и да» по-настоящему впечатляет! Именно так бы выглядел роман «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера, если бы он был написан в России наших дней. История фильма охватывает максимально короткий промежуток времени в несколько дней, за который главная героиня Саша, молодая учительница, успевает почувствовать опьяняющую свободу, пережить первую сводящую с ума любовь и повзрослеть. Диалоги в фильме настолько прекрасны, что их хочется разобрать на цитаты.
Саша уходит из дома к Антонину (Коле), молодому художнику, с которым она ведет переписку в интернете. Придя по оговоренному адресу, Саша попадает на квартиру маргинальной арт-богемы, которая занята восхвалением себя и поглощением водки. Вечер заканчивается тем, что Антонина выбрасывают из окна второго этажа. Саша не оставляет молодого и пьяного в стельку художника и помогает ему добраться домой. Философия жизни Антонина проста: люди делятся на две категории – творцы, которым можно абсолютно всё, и все остальные, которых он называет мертвецами. На первом месте у Антонина стоят водка и скотский образ жизни, а на втором – его картины. Благодаря ему Саша учится буквально «видеть» картины вокруг себя. Но в итоге Саше становится ясно, что Антонина она не исправит, а терпеть этот ад и саморазрушение она не в состоянии.
В фильме очень много натуралистичных и откровенных сцен, которые безусловно шокируют неподготовленного зрителя. Однако сцены секса главных героев поставлены и сняты без порнографической пошлости, но с присутствием нежности и неопытности. Актёрская игра – выше всяких похвал: актёры создают и заполняют пространство фильма, настолько органично существование персонажей в кадре, а в диалогах и проявлении чувств есть самое главное – искренность. Ко всему выше перечисленному необходимо добавить атмосферный саундтрек: Пикник с песней «Говорит и показывает», Агата Кристи – «Эпилог», Пахом – «Жизнь – веселый карнавал».