• Новости
  • Афиша
  • Авторы

IRL.BY

  • Искусство
    • Кино
    • Литература
    • Музыка
    • Фотографии
    • Игры
  • Репортаж
  • Люди
  • Колонки
  • Книжная полка
Главная Искусство Кино Теория любви

Теория любви. Рецензия на фильм «Вселенная Стивена Хокинга».

О Стивене Хокинге, самом знаменитом современном физике-теоретике, знает практически каждый. Интерес к его персоне обусловлен не только его огромным вкладом в науку, но и нелегкой судьбой. Рассказано и показано о нем было много. Здесь вам и журналистские статьи, и кино – как документальное, так и художественное. Однако списывать со счетов невероятную историю жизни Стивена продюсеры не спешат, умудряясь найти даже в, казалось бы, заезженной теме что-то новое. Создатели «Вселенной Стивена Хокинга» с такой задачей справились, в своей версии его истории полностью подтвердив теорию о том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.

Стивену 21. Он преуспевающий студент Оксфорда, изучает астрофизику и уже думает над темой дипломной работы. Ко всему прочему, совсем недавно ему посчастливилось познакомиться с красоткой Джейн, отношения с которой просто обязаны прийти к чему-то серьезному. Но внезапно врачи ставят страшный диагноз: боковой амиотрофический склероз, который впоследствии лишит ученого не только способности самостоятельно передвигаться, но и вовсе жизни – по прогнозам Стивену осталось жить не больше двух лет.

Впрочем, синопсис фильма можно было бы и вовсе не пересказывать – каждый из нас, если и без подробностей, но знает историю иконы современной науки.

Сейчас появилась новая тенденция в кинематографе – снимать байопики. Далеко за примерами ходить не нужно: недавняя «Игра в имитацию» с Камбербэтчем, «Снайпер» Клинта Иствуда или даже «Пятая власть», «Социальная сеть» и т.д. Оно и понятно: даже не самой увлекательной истории дается сразу пару баллов сверху уже за то, что все события на экране действительно происходили; таким рассказом легче проникнуться, в него проще поверить. Это почти половина успеха, остальное за актерским составом и сценаристами. И если с первым пунктом создатели «Вселенной Стивена Хокинга» без сомнений справились, то насчет сценария еще можно поспорить. И дело даже не в каких-либо дырах – здесь их практически нет, или они просто незаметны, – а в выборе акцента.

Про научную деятельность Хокинга забывают уже спустя 20 минут после начала фильма…

В основу «Теории всего» (как дословно называется картина) легли мемуары первой жены Стивена, той самой, которая была с ним в переломный момент его жизни и служила ему настоящей опорой последующие 25 лет. По сути, это история именно отношений и проблем (болезни), с которыми пришлось столкнуться влюбленным молодым людям. И все бы ничего, не будь один из этих влюбленных человеком, который за свою жизнь внес огромный вклад в изучение космологии и квантовой гравитации. Не хочется приуменьшать заслуги Джейн Уайлд, однако на экране за отношениями супругов и их совместной борьбой с болезнью больше ничего нет. Про научную деятельность Хокинга забывают уже спустя 20 минут после начала фильма и далее вспоминают о ней в двух словах ближе к концу картины, когда синтезатор речи воспроизводит «Я напишу книгу», после чего появляется обложка на витрине книжного магазина.

Возможно, для кого-то это окажется плюсом, все-таки непросто за два часа экранного времени разобраться во всех аспектах деятельности Хокинга; кто-то же наоборот скажет, что мелодрам сегодня и так хватает, и ограничивать историю такой личности рассказом про сложные отношения в браке – глупость. Лично я придерживаюсь второго мнения.

b9f94e4fjw1emiw1ywpb3j218g0tkgqe

После просмотра картины не должно оставаться каких-либо сомнений насчет того, заслуженно ли Эдди Рэдмейн получил «Оскар». То, как шокирующе правдоподобно он изображает паралич собственного тела, нужно просто увидеть, прочувствовать те боль и страдания, которые перенес его персонаж, а после вдохновиться тем, как, несмотря на все трудности, он продолжает жить полноценной жизнью, оставляя в ней место саркастичному юмору и иронии (куда ж без этого). Стоит также отметить и сходство Рэдмейна с реальным прототипом его персонажа. Вместе с тем, как стареет Хокинг на экране, ты все сильнее и сильнее убеждаешься, что это практически одно и то же лицо.

Сложно не согласиться с мнением многих критиков: героиня Фелисити Джонс (супруга Хокинга) раскрыта даже немного лучше самого виновника торжества, чье имя звучит в названии. Но ведь это и логично: писать о себе гораздо проще – как уже говорилось выше, именно мемуары Джейн Уайлд стали основой сценария. К актрисе же никаких претензий нет. Жаль лишь то, что она как раз-таки осталась без награды.

kinopoisk.ru

Несомненно, тон восприятию событий на экране задает и то, что супруги Хокинг являются обычными людьми, благодаря чему сопереживаешь им по-настоящему. В похожем байопике «Игра в имитацию» главный герой является аутсайдером, непонятым и отвергнутым обществом, и отождествлять себя с ним было попросту невозможно. Здесь же не только ужасаешься проблемам, с которыми приходится сталкиваться главным героям, но и поражаешься тому, какие смелые решения им приходится принимать. Ненароком приходит мысль: «а как поступил бы я?».

Есть еще один очень спорный момент, про который нельзя не упомянуть. Режиссер Джеймс Марш не успел отвыкнуть от привычных ему документальных фильмов. Это заметно и по самом стиле подаче истории, и по вставкам из якобы домашних видеозаписей Хокингов: в одной из таких вставок Стивен с семьей на пикнике; после они играют на пляже с другом, мочат ноги в прохладной морской воде и любуются закатом; далее засветленные кадры, где они с уже бывшей женой и подросшими детьми находятся во владениях Королевы Англии. В конечном счете это оставляет двоякое впечатление: с одной стороны это можно воспринимать как некую особенность картины, с другой – как старые привычки, от которых за версту веет документалками.

Мар 17, 2015Олег Мельник
Оценка
  • 8/10
    Сценарий - 8/10
  • 10/10
    Актерская игра - 10/10
  • 7/10
    Музыка - 7/10
  • 7/10
    Операторская работа - 7/10
8/10

Итог

Дать какую-то определенную оценку фильму крайне проблематично. Кино и не плохое и не гениальное. Художественную ценность «Вселенная Стивена Хокинга» в себе несет лишь как один из байопиков о великом уме современности и не привносит никаких новых сценарных или режиссерских ходов. Тем не менее, для общего развития посмотреть его один раз несомненно стоит.

10 г. назад КиноРецензия419
Олег Мельник

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

В ад с закрытыми глазамиТрейлер дня: Курт Кобейн - Чертов монтаж
© 2013 ‒ 2019 «IRL.BY»