28 июля в прокат вышла картина Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон» – провокационный и шокирующий фильм. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале и стала самым ярким событием на нем. В начале недели в нашей группе «ВКонтакте» совместно с «Афиша BYCARD» мы разыгрывали билеты на «Демона». А теперь и сами посмотрели его, чтобы узнать, чем примечателен новый фильм режиссера «Бронсона», «Драйва» и «Только Бог простит».
«Неоновый демон» рассказывает о 16-летней сироте Джесс, приехавшей в Лос-Анджелес, чтобы стать моделью. Молодая и канонически красивая девушка еще не успела закончить школу, но уже приковывает к себе внимание абсолютно всех: модельного агентства, тут же заключающего с ней контракт, именитых фотографов и модельеров, поработать с которыми мечтает каждая модель города, этих самых моделей, которые завидуют красоте Джесс до скрежета в зубах.
Фабула кино проста и в некоторых местах даже слишком банальна, как может показаться. В данном случае это не минус: перед Рефном не стояла задача привнести в тему новую мысль – его интересует не то, что происходит в модельном бизнесе, а как. Первая сцена фильма является пересказом главной идеи «Демона». Джесс, залитая с ног до головы кровью, будто мертвая, лежит на дизайнерском диване. На фоне звучит ужасающая дьявольская музыка, которая с каждым метром отъезда камеры от живого «трупа» девушки все сильнее давит на психику. Перед Джесс раздаются щелчки и все вокруг освещается ярким вспышкой фотокамеры: нам дают увидеть «убийцу» Джесс – фотографа, создающего портфолио молодой модели.
Краска с тела легко стирается, и Джесс, уже «вернувшаяся к жизни», предстает в образе испуганной лани, чем еще раз подкупает наивные умы, окружающих ее людей. Эта сцена является настоящим спойлером к дальнейшему действию, которое развернется ближе к финалу: становится уже ясно, что кровожадная индустрия моды не оставит такого ангела в полном здравии, уничтожив не только тщеславием и алчностью, но и физическим разрушением. Причем, под раздачу попадает не только наша залитая кровью «лань»: парень-фотограф, испытывающий чувства к Джесс, также потенциальная жертва фэшн-индустрии.
Практически все места действия картины происходят в стерильных помещениях. Как минимум это показывает трепетное отношение режиссера к своему фильму. Рефн так показал все круги ада глянцевого мира, что они даже кажутся привлекательными. Если в «Драйве» режиссер только начинал объяснять рядовому зрителю свой стиль и видение окружающего мира, то «Только Бог простит» явно был подготовкой к серьезной работе со светом. И вот, в «Неоновом демоне» воплотились все навыки его визуального мастерства. Фотографам, операторам, а также просто эстетам, получающим удовольствие от правильно выстроенной композиции и полной синхронизации работы режиссера и оператора, фильм обязателен к просмотру.
Символика, говорящая чуть ли не прямым текстом о грехопадении главной героини, вызывает не меньший восторг, чем внешняя красота Эль Фаннинг (Джесс) и вся визуальная составляющая. Но врата ада открываются перед главной героиней не в начале фильма и даже не после заключения контракта с агентством. Обрядом посвящения становится съемка у модного фотографа. Он, как цербер, охраняет путь в модельный бизнес и безэмоционально оценивает, подходишь ли ты для него. Оказавшись на фоне белого полотна, Джесс практически сразу лишается одежды, а после – попадает в кромешную темноту. Уже после этой съемки можно заметить мельчайшие изменения в ней. Первый круг пройден.
Самое страшное – дальше. Лишь позже зритель понимает, что Джесс не единственная главная героиня здесь. В одной сцене подруга-визажистка (хочется стоя аплодировать актерской игре и красоте Джены Мэлоун) создает потрясающий макияж для нее, а в другой – уже для трупа в морге. Первоначальное название фильма «Я гуляю с мертвецом» всплывает на поверхность именно здесь: нет разницы, мертвая плоть или живая – для красоты это абсолютно не важно. Хотя Рефн, по всей видимости, считает, что мертвечина куда более привлекательна. По крайней мере, с экрана даже сцены, содержащие в себе некрофилию, не вызывают отторжения. Через эти кадры в том числе прослеживается аллюзия на снимки с фотокамер, в которых увековечена красота моделей. Все знают, рано или поздно эта красота увядает.
Финал может вызвать по-настоящему противоречивые чувства. Как минимум у тех, кто усилием воли заставил себя пересидеть затянутые трипы под свет софитов и синти-поп и еле избежал эпилептического приступа. Описать дальнейшее действо можно одним словом – возмездие. Даже композитор Клифф Мартинес, написавший саундтрек к «Демону» сравнил происходящее на экране со смесью «Долины кукол» и «Техасской резни бензопилой». Я бы добавил в этот список еще и «Черного лебедя» Аронофски. А также посоветовал тем, у кого вызывает отторжение «Резня», или кто не смог досидеть до конца сумасшествия Натали Портман, попросту пропустить фильм. Пусть он для вас пройдет мимо так же, как «Только Бог простит».