Безумная неделя для киноманов всей страны. В этот уикенд выходят в прокат сразу три важных фильма. «Патерсон» Джима Джармуша, «новый “Миллионер из трущоб”», как окрестили русские локализаторы фильм «Лев», и, конечно, «Лунный свет» режиссера Барри Дженкинса. О последней картине сейчас и пойдет речь.
Детство Широна проходит в неблагополучном районе Майами. Его мать наркоманка, а сам парень постоянно конфликтует со сверстниками, которые не оставляют без внимания его слабость и застенчивость. Роль отца для него исполняет местный наркоторговец. Неожиданный друг становится для Широна одним из немногих источников любви и заботы, а также ходячим пособием по подготовке ко взрослой жизни. Но в ней, как зритель позже выяснит, останется не меньше проблем, чем в детстве.
Фильм поделен на три главы, каждая из которых рассказывает о важных этапах взросления Широна: его детстве и способах оставаться самим собой, отрочестве с первой любовью и первым предательством и юности, которая подводит итог о становлении личности главного героя.
Такое кино уже было, и не раз. Оно обычно имеет неплохой рейтинг, но часто из-за популярности самой темы ЛГБТ+, а не благодаря своей художественной ценности. Как правило, подобные фильмы либо незаслуженно возвышают до небес, либо наоборот заваливают низкими оценками и плохими отзывами – не всем же быть толерантными и разделять любовь к западным ценностям. Есть еще одна проблема, которая затрагивает фильмы не только такого плана, – шаблонность с прицелом на «Оскар». Взять, к примеру, одного из главных конкурентов фильма Дженкинса, довольно тривиальную картину «Лев», играющую исключительно на слезных железах своих зрителей.
К счастью, это все не про «Лунный свет» – у него совсем другая цель. Фильм говорит в первую очередь о том, как окружение способно сломать человека, оставить неизгладимый след в его будущем. Достаточно лишь абстрагироваться от социального контекста повествования, и тут же придет понимание, что такая драма может развернуться в жизни у каждого человека: не обязательно для этого быть чернокожим геем из неблагополучной семьи и жить в плохом районе Майами. В «Лунном свете» рассказана история, которая может задеть любого. Таких моральных калек, как главный герой картины, вокруг нас тысячи – нецелованных, замкнутых в себе молодых людей с девиантным половым опытом, взращенных одинокими матерями с алкогольной или наркотической зависимостью. Только, в отличие от героев нашего времени, Широну никто не показал интернет, поэтому судьба этого парня была вполне предрешена его окружением: насилие, наркотики, рэп, гантели – все, чтобы найти путь наименьшего сопротивления.
«Лунный свет» вообще полон приятных сюрпризов, и не только сюжетных. На протяжении всей ленты сложно сдерживать визуальные оргазмы от того, насколько сочными кадрами наполнен фильм. В «Лунном свете» использовали непомерное количество хендхелда (операторской съемки «с рук»), и это вкупе со всем разнообразием линз только идет на пользу эстетике. Заядлым киноманам какие-то детали напомнят даже о Ксавье Долане – в те редкие моменты, когда на фоне начинает слабо играть неоклассическая музыка. Сложно даже сказать, действительно ли сам саундрек настолько хорош (и номинация на «Оскар» в данной категории вполне заслуженна), или все же это ассоциации вызывали такие яркие эмоции.
Перед походом в кино лучше подготовить себя к просмотру, заранее оставив дома предвзятое отношение к фильму. Конечно, будет сложно отделаться от мысли, что на поднятые здесь темы говорят просто потому, что сейчас об этом модно говорить. Тем не менее, «Мунлайт» остается очень личной и качественно показанной историей. И все благодаря тому, что Дженкинс не занимается спекуляцией на «хайповых» идеях, доказывая, что на актуальную во всем мире проблему можно снять простое и мудрое кино о человеческих чувствах, знакомых каждому. Жаль только, что критики – да и зритель тоже – привыкли в наше время разделять все на черное и белое, и для них хороший фильм не может оставаться просто таковым.