Сокуров – один из самых признанных российских кинорежиссеров, и именно это позволяет ему снимать фильмы с большой долей субъективности и даже собственного присутствия: Сокуров читает закадровый текст, и можно неоднократно наблюдать за ним со спины.
Во «Франкофонии» власть показана тонко чувствующей, восприимчивой к искусству. 1940 год, в Париж входят немецкие войска. Немецкий генерал, граф Метерних, знакомится с директором Лувра Жаком Жожаром. Осознавая ценность представленной в музее коллекции, он делает все, чтобы экспонаты не были вывезены в Германию и не украсили там чиновничьи кабинеты.
Фильм обладает очень сложной технической составляющей: переплетающиеся кадры реальной документальной хроники, сцены, сделанные при помощи компьютерной графики. Но главное, что может поразить даже искушенного зрителя – сложность структуры и идеи фильма. «Франкофония» состоит из нескольких сюжетных линий, среди которых совсем непросто выделить одну основную. Режиссер-рассказчик является перекрестной фигурой картины, превращая ее в своеобразное философское киноэссе. Сокуров рассуждает о будущем европейской цивилизации, о том, какое место музеи занимают в системе моральных координат современного человека.
Что Франция значит без Лувра, если Лувр дороже всей Франции?
Тема музея возникает в творчестве режиссера не впервые – до этого в фильме «Русский ковчег» действие разворачивалось в Эрмитаже. Эрмитаж Сокуров вновь вспомнил и здесь, задав с горечью вопрос о том, почему Гитлер считал западноевропейское искусство ценным, а русское искусство, по его мнению, подлежало уничтожению. Тема власти – еще один важный момент, присущий не только этому фильму, но и всему творчеству Сокурова (европейское признание пришло к нему именно после тетралогии о власти).
Легко определить две основные темы картины – ценность искусства и отношение власти к нему. Однако замысел фильма не ограничивается этими идеями. Сокуров очень ярко показывает разность взглядов людей на свободу и самовыражение. По огромным залам Лувра бродит девушка-призрак, повторяющая как мантру, лозунг Великой французской революции «Liberte, Egalite, Fraternite». В одном из помещений она встречается с Наполеоном. Французский император с восхищением бросается к собственному портрету, повторяя «Это Я, Я, Я!». Их голоса сливаются в один, создавая непередаваемое ощущение того, насколько по разному чувствуют этот мир люди.
Последняя нить повествования – разговор Сокурова с «вымышленным другом» – капитаном корабля, на котором перевозят шедевры искусства. Связь между друзьями прерывается из-за шторма. Последнее, что рассказчик успевает крикнуть капитану, – «Бросайте вы эти картины, погибнете же!». Финал этой истории остается открытым: погибло ли судно с ценностями? Уцелело ли?
Фильм заканчивается разговором рассказчика с главными героями – Жожаром и Метернихом. Закадровый голос рассказывает про их будущее, герои синхронно восклицают «Бред!» и уходят. Картины Сокурова очень сложны, вопросов после них остается больше, чем ответов, но разве не в этом главная задача любого искусства – не только просвещать, но и ставить самые разные, порой весьма болезненные вопросы? И крупнейший русский режиссер ушел на этом пути дальше своего учителя, Андрея Тарковского, который, к слову, и считал, что искусство должно заставлять человека страдать и думать.