Югославское, а в особенности пост-югославское кино – тема, которой с лихвой бы хватило на кандидатскую диссертацию в институте культуры, серьезно. Многие из балканских режиссеров практически неизвестны широкому зрителю, а зря. Искушенный любитель кино может вспомнить кроме Кустурицы разве что Даниса Тановича (его «Ничья земля» получила «Оскар» в 2001 году). На самом деле, режиссеров, достойных известности, там достаточно. Позволю себе перечислить некоторых из них, прежде чем перейду к единственной звезде югославского кино.
Сербия – Срджан Драгоевич («Раны», «Парад», «Святой Георгий убивает дракона»)
Босния – Ясимина Жбанич («Грбавица»)
Македония – Светозар Ристовски («Балканский мальчик»), Мильчо Манчевски («Тени», «Перед дождем»
Зачем я занялся сейчас странным на первый взгляд перечислением? Чтобы показать явное отличие Кустурицы от остальных режиссеров Югославии. В середине 90-тых на Балканах завершилась кровопролитная война, унесшая около 150 тысяч жизней. Она оказала неизгладимое влияние на все сферы жизни, и на кино, естественно, тоже. Так вот, все вышеупомянутые фильмы — тяжелые, мрачные, (но при этом довольно интересные), все, как один посвящены событиям данной войны. Фильмы югослава кардинально отличаются от остального балканского кино. В них всегда есть место юмору (конечно же, чисто балканскому, с примесью некоторого цинизма). Оружие, которым берет публику Эмир – это умение посмеяться над тем, над чем другой режиссер бы заплакал. Поговорим о самых значимых фильмах Эмира Кустурицы.
«Черная кошка, белый кот»
История о веселых цыганских мафиози, которые готовы на все ради достижения мимолетной (зачастую копеечной) выгоды. Даже на то, чтобы соврать о смерти дедушки, который был близким другом цыганского барона, а когда дедушка умрет по-настоящему – спрятать его на чердаке. Мое краткое описание этого цыгано-балканского трэша, такое на первый взгляд сумбурное и непонятное, сделано мной абсолютно осознанно, дабы приблизить читателя к пониманию того, что в комедиях Кустурицы обычно происходит на экране.
«Жизнь как чудо»
На мой взгляд, эта картина – абсолютная вершина творчества балканского мастера. Фильм, который я пересматривал раз пять, не меньше. Балканская война (да, все–таки и он тоже, как любой балканский режиссер, не мог обойти вниманием эту тему). Лука — железнодорожник. Он строит дорогу, которая должна соединить Сербию и Боснию. Начинается война, его сына – футболиста, недавно замеченного белградским «Партизаном», мобилизуют. Друг Луки, капитан Алексич (его роль, кстати, исполняет сын Кустурицы – Стрибор), обещает, что война скоро закончится. Но на самом деле – все только начинается. Вскоре сын Луки попадает в плен, сумасшедшая жена сбегает с загадочным венгром. Друг Луки, Вельо, приводит к нему боснийку, которую по задумке они должны обменять: «Мы им девку — они нам Милоша. И мир в Боснии» На беду, Лука влюбляется в красивую пленницу… В этом фильме есть несколько совершенно потрясающих фраз, которые стали в Югославии неологизмами. Мощнейшая из них не нуждается даже в переводе. «Вчинил добро — еди говно». Коротко и ясно!
Одна из особенностей Кустурицы – он зачастую снимает в нескольких фильмах одних и тех же актеров. Яркий пример – исполнитель роли Луки – Славко Штимац. До этого он снимался в ранних фильмах Эмира «Андеграунд» и «Помнишь ли ты Долли Белл».
«Завет»
Последний на данный момент полнометражный фильм Кустурицы. В деревне живут дед и внук Цане. Дед отправляет внука в город, купить икону, продать корову и навестить старого друга деда. Цане с честью проходит через все испытания, и выполняет даже главное желание деда- жениться. Чистая комедия, из особенного трэша которой нельзя не выделить… катание на гробах. По сути, в подобном черном юморе — весь Кустурица. Тема смерти — вообще одна из любимых его тем. Комедия смешная, и всем, кто любит черный юмор, да и просто юмор, определенно стоит ее посмотреть. Как и все остальные его фильмы, впрочем.
К сожалению, о будущем Кустурицы в качестве режиссера сложно сказать что-то однозначно. Несколько лет назад в интервью одному из российских изданий он говорил, что хочет экранизировать Достоевского. Потом он заявил, что собирается экранизировать «Мост на Дрине», произведение югославского классика Иво Андрича. Недавно появилась информация о том, что он вновь снимет фильм о балканской войне с Моникой Белуччи в главной роли, хотя после фильма «Жизнь как чудо», он заверял журналистов, что это его последний фильм про ту войну. Говорят, снять новый фильм на данную тему его побудил заочный конфликт с Анджелиной Джоли. После выхода ее первого режиссерского фильма, «В краю крови и меда», Кустурица сказал, что этот голливудский фильм представляет собой заказ на службе у пропаганды, добавив при этом, что режиссёрский дебют Джоли считает плохим, впрочем, как и большинство голливудских фильмов. Добавим, что фильм провалился-таки в прокате. В России и Сербии Джоли обвинили в одностороннем взгляде на войну, а в Москве националисты даже сорвали один из премьерных просмотров.
Факты об Эмире Кустурице
Внимательный читатель упрекнет меня в том, что я несколько раз в статье назвал режиссера югославом. Но сам Кустурица, родители которого были мусульманами-бошняками, неоднократно утверждал, что считает себя исключительно югославом, и не приемлет пост-югославского разделения по национальному признаку. К слову, в 2005 году Эмир принял христианство под сербским именем Неманья (в честь одного из первых князей сербского царства). Он утверждает, что его предки были православными, и православие для него – возвращение к истокам.
В 1993 году он предлагал лидеру сербских националистов Воиславу Шешелю дуэль на любом оружии, которое предпочтет оппонент. Дуэль должна была состояться в центре Белграда (не удивляйтесь, для сербского менталитета дуэль – это нормально). Шешель отказался. Думаю, сейчас, после 11 лет заключения в гаагском трибунале, он, наверное, сожалеет. Но это уже неважно.
Гений югославского кино является мэром Дрвенграда, города для туристов, полностью выстроенного по его проекту. Город построен полностью из дерева. Там есть музей, библиотека, кинотеатр, и даже церковь, священником в которой является… Ну, вы догадались, кто.
Эмир Кустурица – ещё и музыкант. В 1986 году он присоединился к сербской фолк-рок группе «Забрањено Пушење» в качестве бас-гитариста. Выходя на европейскую сцену, команда сменила название на более привычное европейскому слуху «The No Smoking Orchestra». Группа написала музыку по многим фильмам Кустурицы, а сейчас активно гастролирует. 13 декабря состоится концерт в Минске. Сходите, хорошее настроение гарантирую!