Захар Прилепин ворвался в российскую литературу сразу после выхода дебютного романа «Патологии». В ней бывший военный рассказывал о самом большом и самом страшном своем жизненном опыте – войне в Чечне. Книг о локальных конфликтах в России не счесть, как, впрочем, и самих локальных конфликтов. Однако литературная критика же заметила именно книгу Прилепина, и причины для этого есть: он способен показать обыденную, на первый взгляд, ситуацию невероятно реалистично и ярко; богат и разнообразен также литературный язык Прилепина – то близкий к говору простого народа, как в романах «Санкья» и «Грех», за что его неоднократно упрекали более опытные коллеги по цеху, то почти академический, как в некоторых местах «Обители».
Свою новую книгу нижегородец писал будучи уже в ранге известного писателя, которому до всероссийского признания не хватало совсем чуть-чуть. И у него, кажется, получилось написать не просто сильную книгу, а художественный учебник истории России 20-30 годов, который со временем будут изучать в школе. Когда я начинал читать «Обитель», меня смутило лишь одно: увесистый фолиант более семисот страниц, самая большая книга у этого автора. Связано же это с тем, что в новом романе у него огромный размах, достойный тома Толстого или, если сравнивать с художниками-полотна Брейгеля. В добавок к этому – огромное количество персонажей, более сорока, и почти каждый прописан весьма и весьма подробно, с указанием важных черт характера.
История в «Обители» повествует о лагере для заключенных на Соловецком острове. Рассказ ведется от лица главного героя, молодого заключенного Артема Горяинова. Рассказывает о себе он товарищам по несчастью весьма неохотно, и долгоее время читатель даже не знает, за что бедолага, собственно, сидит. Политик-революционер? Вор? Мошенник? Все оказывается куда проще и страшнее… Очень интересно наблюдать за тем, как человек «эволюционирует», оказавшись в ужасных, поистине нечеловеческих условиях. По ходу книги отношение к главному герою меняется – от сочувственной жалости до презрения. Он готов пойти на все, чтобы выжить: оболгать, предать, убить, пройти мимо собственной матери, приехавшей на свидание, но самое главное – еще и оправдать себя, уверить, что все делает правильно.
Прилепину удались почти все второстепенные герои – от надзирателей до заключенных-священников, о которых стоит поговорить отдельно. В образах двух представителей духовенства автор попытался отразить двойственную природу иерархов русской церкви. Первый, Иоанн, ласково прозванный «владычкой», являет собой доброту, миролюбие и прощение. Другой же, батюшка Зиновий, наоборот, является жадным, озлобленным, склонным к попрошайничеству и стяжательству. Ключевым моментом является примирение двух церковников и совместное принятие исповеди у заключенных в холодном и жутком карцере, откуда был только один путь – к стене, на расстрел.
Главный же герой на эту исповедь не приходит и теряет свою душу окончательно. А сумеет ли он вообще выжить? А выживут ли те, кто рядом с ним? И самый, пожалуй, страшный вопрос – заслуживают они этого, справедливо ли это?
Вы можете ненавидеть меня, как человека, но я напишу так, что мои книги вы все равно будете читать.
Прилепин когда-то высказался о своем творчестве так: «Вы можете ненавидеть меня, как человека, но я напишу так, что мои книги вы все равно будете читать». Это казалось каким-то преувеличением с его стороны, но сейчас можно смело сказать, что слово он сдержал. За роман «Обитель» он был награжден российской литературной премией «Большая книга», занял наконец свое место не только в пантеоне лучших современных российских писателей наряду с Быковым, Пелевиным и Сорокиным, но, по-моему и ушел куда-то еще выше, приблизившись к уровню Достоевского. Философские вопросы, поднятые в этой книге заслуживают такого сравнения, уж поверьте. Эмоции от прочтения данной книги напомнили мне эмоции от уже довольно давно прочитанного «Преступления и наказания», или другого классического произведения зарубежной литературы «Голод», Кнута Гамсуна.
Сама книга заслуживает внимательного прочтения не только увлекающимся историей людям, но и всем ценителям современной русской прозы, потому что в этой книге есть самое главное – человеческая жизнь.
Фото: hbr-russia.ru