Если вам всегда казалось, что создание кино – это что-то элитарное, доступное лишь известным и финансируемым личностям, то, скорее всего, вы ошибаетесь. Съемку кино можно сравнить с кругосветным путешествием, на которое вы все никак не можете решиться. Хочется и колется. Именно для тех начинающих режиссеров, которые не знают, за что взяться в первую очередь и куда двигаться, латентных режиссеров, которые всегда находят множество отговорок и трудностей, чтобы не приступать к работе, а также для людей, любящих разнообразить свою жизнь и донести мысль в более необычной, чем пост в фейсбуке, форме, именно для них в первую очередь создан этот большой гайд по производству малобюджетного игрового короткометражного кино.
На что обращать внимание, чего избегать, как организовать людей, а также выставить значение диафрагмы, – все это собрано в большом тексте ниже.
[Короткометражный фильм автора гайда, фотографа Дарьи Лобановой, можно посмотреть тут.]
Идея или желание?
Можно бесконечно спорить о том, что же все-таки первично. Но правильный ответ один: идея и желание неотделимы друг от друга. Вы можете отчаянно сильно хотеть стать режиссером или же сочинять гениальные сценарии у себя в голове и забывать их на следующее утро, результат будет одинаковым – кино не будет снято. Пока эти два фактора, идея и желание, не сойдутся во времени и пространстве, вряд ли вы сдвинетесь с той мертвой точки, на которой находятся все те люди, что посещают семинары «Как же все-таки снять фильм». Идея и желание подстегивают друг друга в процессе.
Для первой работы лучше выбирать тему, которая цепляет автора лично. Идея должна вдохновлять, должна гореть. Чем дольше она способна возбуждать автора, тем больше вероятность того, что она воплотится в жизнь.
Если вас уже осенило, не скрывайте этого. Найдите благодарных слушателей в лице своих близких и друзей. Делитесь с теми людьми, которые способны понять вас и поддержать. Не стоит рассказывать про идею для кино, например, своей маме, если вы заранее знаете, что она не оценит. Отзывы в духе «Бред какой-то» будут понижать мотивацию. А конструктивная критика и коллективное развитие идеи прибавит уверенности. К тому же, автор может затратить слишком много энергии на многократный пересказ идеи. Скромность и скрытность могут сослужить в этом случае хорошую службу.
Сценарий
Вещь сугубо индивидуальная, но нужная. Если речь идет об игровом кино, то сценарий в большинстве случаев будет необходим. Причем сценарий – это не обязательно прописывание диалогов. В него может входить подробное описание идеи, детализация характеров героев, мотивирование их поступков, подробное описание локации, перемещения героев и т.д. На этапе написания сценария автор приближает свою абстрактную идею к реальности, в результате чего становятся заметны логические дыры, сложности и слабые места.
После написания сценария идеального фильма автору должна прийти в голову одна единственная верная мысль: упрощение. После этой мысли выбрасываются все эффектные взрывы, поцелуи на Бруклинском мосту, космические корабли и чересчур эмоциональные взаимодействия героев. Если возможно убрать или заменить их на что-то более реальное, значит сцены эти были не так уж важны. Из всех «спецэффектов» стоит оставить только качественный, логичный монтаж и цветокоррекцию.
Подбор команды
Актеры
Эксплуатировать желательно друзей и знакомых (мы ведь все еще о малобюджетном кино говорим?). Только эти люди способны зажечься идеей и дойти до конца бесплатно. Они могут помочь, начиная с поощрительных кивков головой и заканчивая самим съемочным процессом. Преимущество (хороших) друзей в том, что они окажут содействие автору если не ради идеи, то просто из-за личного отношения и непосредственного желания помочь.
Подбор актеров может стать проблемой, ведь далеко не все имеют большую компанию фотогеничных (что важно), фактурных (если вы перфекционист), раскрепощенных (что поправимо) и артистичных друзей. Здесь могут помочь социальные сети, но не стоит рассчитывать, что ваш идеальный герой сам откликнется на призывающий к помощи пост. Придется собственноручно перебирать сотни, тысячи аватарок в поисках того самого нужного лица, за которым скорее всего окажется безынициативный/незаинтересованный/занятой человек. И он откажется помогать.
Один из хороших способов найти героев – объективно взглянуть на своих знакомы/одноклассников/одногруппников/любовников/супругов. Иногда, если отбросить заезженный контекст, в котором вы привыкли видеть человека, может оказаться, что он именно тот, кто вам нужен.
Оператор
Лучший вариант – когда режиссер лично стоит за камерой, так как это избавляет интимный процесс съемки от посредника между «видением» и «воплощением». Также это экономит драгоценное время: режиссеру не нужно будет объяснять оператору, чего он ждет от картинки.
Если же режиссер не умеет или не хочет орудовать камерой, то на пути появляется очередное препятствие: поиски человека с ровными руками и чувством композиции. В таком ответственном деле снова лучше обращаться к друзьям, так как сторонние операторы могут променять вас на съемку свадьбы, где они, в отличие от вашей затеи, получат хорошие деньги. Не стоит их за это слишком уж винить.
В качестве оператора может выступить ваш друг/подруга-фотограф. Процесс съемки видео несколько отличается от процесса фотографирования, но не кардинально. Ведь главным, так или иначе, остается чувство композиции.
Ассистент
Найдите человека, который будет помогать вам с бытовой стороны: перехватывать объективы, помогать носить реквизит, одежду и элементы съемочной техники. Также он может помочь выставлять свет, если это необходимо, и следить за всеми деталями со стороны.
Не стоит перебарщивать с количеством помощников: лишние люди за кадром, которые будут стоять без дела и наблюдать, могут смущать актеров.
Локация
Здесь снова действует принцип упрощения. Если есть возможность снимать в доступном знакомом месте, то нужно использовать именно эту локацию. Если же выдумывать место с нуля, а потом пытаться найти в городе что-то похожее, поиски могут занять слишком много времени и не увенчаться успехом. Поэтому стоит взвесить, насколько важно найти именно такую локацию из ваших фантазий, а не снять во дворе за домом. Плюс доступных локаций также в том, что туда легко доставить всю команду.
Режиссеру стоит посетить даже знакомую локацию до непосредственной съемки. Еще лучше – сделать фотографии на месте, так как по воспоминаниям зачастую бывает сложно оценить расстояние/ландшафт/площадь и прочее. Но если вы любите сюрпризы и импровизацию, то можете пропускать этот пункт.
Раскадровка
Обязательный этап, если вы снимаете игровое кино. Раскадровка может быть в виде зарисовок кадров, а также может быть прописана словами. Даже если ваше кино будет длиться три минуты, необходимо расписать каждый кадр. Здесь идет речь не о смысловом наполнении, а лишь о картинке. Как движется камера, какой план, как расположены герои, где фокус, какое освещение – все это должно быть детально прописано и распечатано или сохранено в телефоне.
Не стоит рассчитывать на свою память – так можно упустить хороший кадр, придуманный заранее. В процессе съемки многое вылетает из головы, поэтому все, что можно придумать и продумать заранее, нужно придумывать и продумывать. Скорее всего, вы будете импровизировать и менять детали раскадровки, но это нормально, так как ожидания не всегда соответствуют реальности.
В начале вам может показаться, что это полная глупость – прописывать словами план, который будет длиться несколько секунд. Но потом вы скажете себе спасибо.
Визуальное повествование
Крайне интересная для изучения вещь, которая поможет вам не только лучше понимать кино в целом, но и осознанно снимать свое. Узнав немного о визуальном повествовании, вы поймете, что в хорошем кино не бывает ничего визуально лишнего. В нем продумано все: от оттенка обоев в комнате до соотношения сторон кадра и того, в какой его части находится герой.
Стоит узнать подробнее о визуальном повествовании, как вам самим захочется вкладывать в каждую деталь фильма максимум смысла. Но именно такой подход является правильным, так как хорошее игровое кино можно сравнить с картиной, где каждая деталь внесена художником осознанно.
С изучением визуального повествования вам может помочь сайт Petrick.ru, а также ютуб-канал «…and Action!». Эти источники способны стать хорошей основой для понимания того, что такое визуальное повествование в принципе. Если запоминать все удачные приемы профессиональных режиссеров и операторов, то может прийти и новое видение собственной задумки.
Менеджмент
Предупреждайте всю команду о дате и времени съемки заранее. Предупредили? Значит предупредите еще раз. А потом еще раз. Не ждите до последнего момента, чтобы уточнить планы актера или оператора. Скорее всего, если вы долго молчали, планы у него уже появились. Единственный способ избежать этого – предупреждать заранее.
Если до локации сложно добираться, позаботьтесь о том, чтобы команда приехала на машине. Вы можете скинуться на такси или на бензин своему товарищу, у которого есть личный автомобиль. Это сэкономит вам время и силы, так как в пути люди могут изрядно утомиться.
Проверяйте прогноз погоды. Под него бывает сложно подстроиться, но чем больше деталей режиссер предусмотрит, тем проще будет в бою.
Заранее составьте список реквизита, провизии и всей техники, которая вам понадобится.
Работа с актерами
Когда нужный герой будет найден, желательно подготовить его к камере и остальным людям, которые будут принимать участие в съемках (именно поэтому процесс движется намного быстрее, если все делается компанией друзей). В качестве подготовки можно провести фотосессию с каждым героем по отдельности. Человек должен привыкнуть к нацеленной на него камере. Если вы задействуете кого-то незнакомого, то стоит заранее ввести его в компанию.
Важная задача режиссера в подготовке актера – дать ему понять свою роль, характер персонажа, его мотивы и внутренние конфликты. Удобно, если человек хотя бы частично походит на своего героя. Ему будет значительно проще выдавать эмоции, к которым он привык. Если режиссер грамотно подойдет к выбору актеров, исходя из личных качеств людей, то его единственным требованием может стать: «Оставайтесь самими собой». Это облегчит задачу всей команде.
Перед съемками попросите каждого актера описать своего персонажа, чтобы убедиться, что вы представляете его одинаково. В качестве основы можете использовать написанное «приложение» к раскадровке, где будут точно описаны персонажи и характер их взаимодействий друг с другом.
Во время съемок главная задача режиссера – обеспечить сосредоточенность на деле. Если все будут настроены на рабочий лад, то никто не будет смеяться с ошибок своих товарищей. Необходимо понять, что качественный результат важнее смущения и неудобств.
Аппаратура
Если вы не располагаете своей техникой, то ее легко можно взять в аренду. Даже с роскошной техникой вы вложитесь в 100 долларов. Однако нужно учитывать, что снять кино вы должны будете за сутки: именно на такой срок дается аппаратура. Или же платите еще 100.
Заранее изучите все варианты камер, которые подойдут конкретно для вашей съемки. Если вам необходимо добиться максимальной кинематографичности при компактности камеры, то лучше использовать, например, зеркальные фотоаппараты Canon с full-frame матрицей или беззеркальные фотоаппараты Sony. Данные камеры обладают способностью съемки при высоком ISO с минимальными шумами (об этом вы можете узнать подробнее во всевозможных видео-обзорах на ютубе). Минимум шумов и мелкой тряски – это то, что делает картинку более привлекательной и профессиональной.
Именно из-за тряски вам понадобится штатив или стабилизатор. Если вы не ходите три раза в неделю в качалку, то лучше использовать электронный стабилизатор. Он гораздо удобнее в использовании (даже для новичков), легкий по весу, но и стоит дороже. Однако это вложение себя оправдает. Сцены, снятые в движении со стабилизатором, всегда смотрятся эффектно.
Другой вариант стабилизации – встроенный в фотоаппарат стабилизатор. Он не даст идеальной плавности движений, но заметно снизит мелкую тряску от рук.
При выборе объектива для съемки лучше ориентироваться на что-то универсальное. Слишком маленькое фокусное расстояние (24mm и меньше) будет давать большое искажение по углам кадра. Такой эффект редко используется в кино, так как оно старается подражать человеческому зрению (отсюда широкий формат кадра, естественные цвета цветокоррекции и появление 3D). Оптимальным вариантом для полноформатной матрицы фотоаппарата может стать объектив с фокусным расстоянием 28mm или 35mm. Однако вы можете взять оптику с переменным фокусным расстоянием и экспериментировать.
Также важной деталью является светосила объектива, т.е. его минимальное значение диафрагмы. Если вам необходима глубина и размытый задний план, то смело берите объектив с минимальным значением диафрагмы 1.2 или 1.4. Но стоит подготовить себя к сложности с наведением фокуса. Здесь оператору всегда может помочь check-focus. Функция следящего фокуса присутствует не на всех камерах и работает только с определенными объективами. К тому же автоматический фокус быстро разряжает батарею, заряд которой и без того будет таять на глазах. Если же вы снимаете общие планы, то лучше делать значение диафрагмы больше. Все зависит от предпочтений режиссера и условий съемки.
Чем холоднее на улице – тем быстрее будет садиться батарея в камере. Поэтому стоит позаботиться о нескольких аккумуляторах и зарядных устройствах к ним, чтобы снимать не прерываясь.
Съемка
Если вам кажется, что вы будете снимать быстро, вы ошибаетесь. Даже 20 секунд экранного времени могут отнять час. Конечно же, все зависит от задумки и раскадровки. Но никогда не нужно недооценивать время, которое будет затрачено.
Не нужно пренебрегать дополнительными дублями. На маленьком экране фотоаппарата иногда можно не увидеть лишнюю деталь, мимолетный взгляд актера в камеру, который сразу выдает присутствие оператора, или недостаточно звенящий фокус. Во время монтажа вы скажете себе спасибо за то, что сняли больше нормы.
Всегда лучше выстраивать настройки видео ярче, чем вам потребуется в итоге. Если с фотографиями в формате RAW действует принцип «лучше чуть недосветить», то с видео все наоборот. Его проще сделать темнее в процессе постобработки, так как при осветлении появляются нежелательные шумы.
Если вы задумали писать звук, то я вам сочувствую. Принцип упрощения работает и в этом направлении. Если можно избежать актерских диалогов и записи звука – избегайте. Это значительно облегчит процесс. Но если уж вы задумали запись звука, то всегда используйте внешний микрофон. Встроенный в камеру микрофон предназначен только для синхронизации звука при монтаже, но никак не для чистовой записи. Также на некоторых камерах может шуметь матрица, и встроенный микрофон лучше всего запишет именно этот шум.
Обработка
Если вы не умеете работать в программах для видео (предпочтительнее в программах Adobe), обращайтесь к друзьям, которые умеют. Но режиссеру не стоит отдавать сырой материал полностью на растерзание другому человеку. Он должен сидеть рядом и руководить процессом монтажа и цветокоррекции, чтобы не переделывать готовую работу. После первого сеанса монтажа вы сами разберетесь в программе и потом будете лишь гуглить нюансы. К сожалению, хорошие программы для обработки видео очень требовательны к ресурсам компьютера. Поэтому вам придется подыскать мощный ПК, чтобы процесс монтажа не раздражал.
Публикация
После того, как фильм готов, у вас есть несколько вариантов того, что с ним сделать. Первый вариант: выложить в Youtube или Vimeo, а затем форсить в соцсетях. При этом также можно разослать фильм во всевозможные СМИ, которым может понравиться формат вашего кино. Второй вариант: не торопиться с публикацией и отправить видео на всевозможные фестивали короткометражек (например, на белорусский фестиваль CPM).
Съемка видео – это всегда комплексная, длительная, но крайне интересная работа. Особенно она интересна, если вы делаете ее впервые. Не откладывайте идеи до лучших времен, а сняв материал, не затягивайте с его обработкой. Даже если вы не получите награду, вы приобретете уникальный опыт, о котором еще долго будете вспоминать и выйдете за пресловутую зону комфорта. Мало кто сможет таким похвастаться.
Фотографии: Анна Прокулевич.