«Рик и Морти» – это не только остроумный сериал, наполненный черным юмором и отсылками к массовой культуре, но и настоящий учебник по философии экзистенциализма. Конечно, славу мультфильм снискал в первую очередь за юмор и беспощадный стеб над реальной жизнью, но самое интересное скрыто в образах героев, которые и заставляют преданных фанатов ждать выхода новых серий по нескольку лет и разбирать на атомы те эпизоды, что уже вышли.
Для тех, кто еще не успел ознакомиться с творением Джастина Ройланда и Дэна Хармона, рассказываем. Рик – пожилой гений и по совместительству алкоголик, Морти – его непутевый внук с проблемами по учебе и переходным возрастом. Сериал рассказывает про их путешествия по галактике и параллельным мирам. Изначально связи между сериями можно вовсе не уловить, а сами образы главных героев остаются лишь пародией на персонажей фильма «Назад в будущее». Но это происходит лишь до определенного момента, пока зритель не втягивается в абсурдную жизнь гениального ученого и его семьи.
Не будем распинаться о том, насколько «Рик и Морти» гениальный сериал по своей сути и структуре. Те, кто его смотрел, и сами это знают, а те, кто ещё нет, рано или поздно это сделают. Лучше перейдем непосредственно к виновникам данного текста – главным персонажам этой безумной нарисованной вселенной.
«Герой абсурда» Рик
«Рик и Морти» пропитан экзистенциальным восприятием мира и философией Альбера Камю в частности. Сериал регулярно поднимает вопрос о смысле жизни, бытия и самого человечества. С точки зрения экзистенциализма жизнь не имеет никакого смысла, ведь, как сказал Камю, все люди смертны, и с ним сложно спорить. А сквозь весь мультфильм проходит мысль о том, что не стоит копаться в смысле происходящего: это лишь ухудшит твою жизнь.
Камю считает, что счастливым человеком является именно «герой абсурда» – тот, кто осознал бессмысленностьмира, но вместо виселицы выбрал вписаться в эту абсурдную жизнь и примириться с тем фактом, что мы живем в мире без предназначения. Ведь, если ты признаешь жизнь абсурдной, то еще большим абсурдом будет противодействовать этому абсурду.
В мультфильме можно разглядеть столкновение двух личностей: Рика и его зятя Джерри. Джерри – типичный семьянин, старающийся быть любящим отцом и правильным мужем, а Рик – безумный ученый, «строящий роботов по приколу» и уничтожающий целые миры. Эта игра на контрастах показывает столкновение заурядности и абсурда. Рик постоянно ставит под сомнение общественные ценности, не принимает этики и морали. Наблюдая за Риком, можно легко разочароваться в нем как в хорошем человеке. Но в философии абсурдизма нет таких понятий, как хороший и плохой. Человек абсурда рождается тогда, когда умирает человек, питающий надежды – то, что и произошло с Риком.
Что мы знаем об этом персонаже? Он циничный, жестокий и аморальный человек, знающий все и обо всем. Рик полностью поддерживает идею того, что все вокруг не имеет никакого значения. Он высмеивает все вокруг и даже смеется над зрителями, раз за разом вводя их в заблуждение о собственных мотивах и планах. Новый сезон отличное тому подтверждение. На протяжении целой серии нам показывают драматичную историю становления личности, за которой мы наблюдали последние четыре года. Но Рик оказывается не таким тривиальным парнем, каким нам его пытаются преподнести. Внезапно всплывший в его памяти сычуаньский соус из МакДональдса значит для него гораздо больше, чем личное прошлое.
Поиски сычуаньского соуса, о котором говорится в конце первой серии нового сезона, – объективно абсурдная цель и мотивация персонажа. Но по своей сути она ничуть не хуже любой другой жизненной цели обычного человека, будь то карьера, семья, дом, учеба или удовольствия. Проще всего охарактеризовать одну из главных тем всего мультфильма цитатой Жан-Поля Сартра: «Смысла жизни не существует, мне придется самому создать его». Этой позиции придерживается и Рик, говоря о том, что нет ничего важнее соуса к наггетсам.
Творец и его детище
И еще немного о Рике, раз уж он является главным героем мультфильма.
Как подтвердили сами создатели сериала в одном из интервью, в «Рик и Морти» особое место занимает тема творца и его детища. Мысль о нашем Создателе, смысле, который он в нас вложил, – главные вопросы всего человеческого существования. Каждый задумывается о том, кто его создал и что создать ему самому.
Именно Рик представляет эту идею. Несовершенство мира и его существ – одна из его больных тем. Ко всем своим созданиям он не питает любви: робота, который должен лишь передавать масло, он наделяет искусственным интеллектом будто бы специально, чтоб тот осознал свое ничтожное предназначение; Арвадольф Линклер (результат эксперимента по скрещиванию ДНК Линкольна и Гитлера) чувствовал себя отродьем, угнетенным двойственностью своей сущности и мечтающим о любви своего «отца»; а созданная Риком микровселенная, в которой жили разумные существа, служила аккумулятором для его машины. Даже любовь собственной дочери он эксплуатирует в корыстных целях, чтобы брать в путешествия ее сына и иметь крышу над головой. Теплые слова Рика в ее адрес можно было услышать лишь пару раз в качестве банальной лести.
Если для описания смысла жизни опираться на Закон Божий, то наше существование имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Христианский Бог ответственен не только за наше создание, но и за дальнейшее существование. Мы должны услышать Бога, понять его, приблизиться к нему. Ведь он только этого и ждет.
У экзистенциалистов и на этот счет свои мысли: отрицание бессмысленности и абсурдности зачастую приводит к «прыжку веры» – обращению к комфорту религиозных догмат. Позицию «Рика и Морти» можно описать так: если и допустить присутствие подобной силы в реальности и задуматься о ее отношении к нам, то станет очевидно, что срать на нас хотел Бог или то, что виновато за наше появление.
Джерри и «мораль рабов»
Рик – творец, он борется за свободу и индивидуальность личности, ее уникальность. Поэтому одним из его главных врагов в сериале выступает Галактическая Федерация. Она обесценивает такое понятие, как «личность», подавляет индивидуальность человека. Именно в мире, который захватывает Галактическая Федерации, Джерри чувствует себя комфортно и добивается успеха, даже не до конца поняв, чем именно он занимается.
Философию Рика можно описать одним из первых принципов буддизма: «жизнь есть страдание». Джерри – полный антипод Рика и примечателен лишь тем, что в большинстве случаев признает свою неправоту. Он желает быть хорошим отцом, хочет быть богатым, мечтает стать красивым и успешным. Но мир вокруг раз за разом напоминает ему о недостижимости этих целей.
Тем не менее, понимание бессмысленности жизни не всегда идет Рику на пользу. Осознание своей беспомощности и одиночества в одной из серий побуждают Рика совершить самоубийство, которое не состоялось лишь потому, что тот слишком много выпил и в последний момент потерял сознание. Джерри в то же самое время показан самым счастливым человеком в мире: он рад просто потому, что нашел свою газонокосилку и наконец может ей воспользоваться.
Поведение Джерри – собирательный образ того, что Ницше называл «моралью рабов». Он мелочен, покорен, убежден в полезности этих качеств. Это мораль человека, так зацикленного на себе, что, даже находясь в виртуальной проекции с мощностью работы в 5%, он не только не замечает подвоха, но и прекрасно себя чувствует. Для Джерри очень важно мнение общества, он так хочет казаться хорошим, что готов совершать самые идиотские поступки, лишь бы угодить людям вокруг. Остается лишь надеяться, что мировоззрение Джерри рано или поздно попадет под влияние Рика.
Внуки как пустые сосуды
Морти – подросток с еще только формирующимся характером. Первая встреча с ним дает понять, что он – типичный мальчишка с плохой успеваемостью, примитивными взглядами и такими же моральными принципами. Спустя один сезон можно разглядеть эволюцию этого персонажа, который не просто меняется, а наполняется, словно пустой сосуд, убеждениями и принципами, которые совмещают в себе и посредственность отца и цинизм и многогранность взглядов деда. Новый сезон практически полностью убивает юношескую наивность в обоих внуках: и Морти, и Саммер, которая становится не менее важной частью приключений.
Рик является отличным примером того, что осознание бытия, каким бы оно ни было, может в конечном счете никуда тебя не привести. Морти пошел дальше в этом плане. В одной из серий он сказал своей сестре: «Никто не существует по определенной причине. Никто ни к чему не привязан. Все однажды умрут. Пойдем посмотрим телек». Суть в том, что чем больше ты акцентируешь внимание на мысли о бессмысленности бытия, тем тяжелее будет перенести эту суровую правду. В конце концов, когда фокусируешься на чем-то более приземленном (семейной любви, чувствах и отношения между людьми, своих переживаниях, даже простых развлечениях), ты можешь обнаружить во всем этом свой смысл. Каждый много раз испытывал простые эмоции, которые становились в этот момент центром вселенной: «я люблю девочку из класса», «я люблю своего пса», «люблю свою семью» – и что же в этом плохого?
Осознание жестокой правды о том, что ничего не имеет значения, может помочь в определенных ситуациях (когда ты нежеланный ребенок, как Саммер, или когда твои жизненные цели и мечты недостижимы, как в случае с Бэт и Джерри). И как только ты переступаешь через этот ужасающий порог принятия, каждое действие и чувство становится твоим центром вселенной, каждый момент превращается в важнейший в жизни и абсолютно все обретает смысл. Именно это и происходит с Морти.
Экзистенциальный выбор Бэт
Еще одна тема, затронутая в «Рик и Морти», – это экзистенциальный выбор, термин Жан-Поля Сартра. Это момент в нашей жизни, когда мы определяем ее дальнейшее развитие. И проблема этого выбора в том, что какое бы решение человек ни принял, он всегда будет возвращаться в прошлое и думать: «А что, если бы я поступил иначе?».
Бэт, дочь Рика, стала матерью слишком рано, карьере она предпочла семью, о чем теперь не перестает жалеть. Эта тема поднимается в одной из серий первого сезона, когда все семейство получает очки альтернативной реальности и видит свою жизнь по иному сценарию: там Бэт не родила Саммер, Джерри не женился на ней, а она сама стала настоящим человеческим хирургом. Но в конце серии создатели сериала предлагают свой ответ на вопрос «экзистенциального выбора». Бэт узнает, что в этой альтернативной реальности она все равно несчастна, но уже из-за отсутствия любви Джерри. А это значит, что любое решение, которое бы ты ни выбрал, правильное.
Другая тема, связанная с Бэт, – борьба за любовь и внимание отца. Но рассуждать об этом пока рано – третий сезон показывает новый этап в отношениях Бэт и Рика. Дочь, глядя на отца, пытается быть такой же решительной и независимой, поэтому нам нужно лишь дождаться окончания третьей части этой истории.
У творения Джастина Ройланда и Дэна Хармона нет персонажей первого и второго плана. Хоть в названии присутствуют имена двух человек, мультфильм все же рассказывает о жизни всей семьи. «Рик и Морти» может показаться слишком жестоким и циничным сериалом, однако за черным юмором и иронией открывается настоящая семейная драма.