Слишком уж угрюмая формируется музыкальная сцена сегодня в СНГ, не находите? Конечно, культура – это всегда отражение духа своего времени. Поэтому удивляться депрессивности песен современных отечественных исполнителей не приходится – какая аудитория, такая и музыка. Особенно это касается панка, чистокровных представителей которого, чтящих заветы Sex Pistols и The Damned, у нас всё меньше. Будем откровенны: нынешние панк-музыканты становятся всё более и более беззубыми. Если не по содержанию, то по форме уж точно. Такими темпами ненависть придётся возвращать вовсе не в хардкор, а в его прародителя – в панк-рок.
Похоже, именно так посчитали двое парней из Кингисеппа (каждый со своим проектом за плечами), сколотив группу «Щенки», чтобы показать каким должен быть настоящий панк-рок в 21-м веке: грязным, агрессивным и непременно про секс и наркотики. Имена героев этой статьи вам, вероятно, хорошо знакомы: Феликс Бондарев, известный по своему уан-мэн-бэнду Red Samara Automobile Club, и Максим Тесли – поэт и по совместительству рэпер из «Он Юн». Первый режет на сэмплы музыку культовых исполнителей вроде Bauhaus, Joy Divison и даже Aphex Twin, а второй отвечает за притягательные в своей простоте песни про плотскую любовь и вещества. Щенки, что с них возьмёшь?
Одноимённый релиз ленинградских музыкантов – их первый полноценный альбом, и именно таковым он и ощущается: всё, что было записано ими до него, теперь воспринимается как детское баловство и обыкновенное хулиганство. Аранжировки стали звучать по-настоящему взросло: исчезла былая «сырость», звук в целом стал существенно глубже и качественнее. Это, впрочем, может отпугнуть приверженцев неотполированного звучания в пост-панке (хотя новый альбом уже почти и не «пост-») и тех, кто в своё время полюбил «Щенков» за схожесть со Sleaford Mods, которые были одним из главных источников вдохновения для их раннего творчества.
Для старых слушателей причиной недовольства также может стать снизившийся накал страстей в самих песнях – и вот это на самом деле проблема: не такая серьёзная, как может показаться на первый взгляд, но всё равно весьма ощутимая. «Щенки» раньше – это истерический надрыв, бешеный эмоциональный всплеск и разнузданный коктейль из пота, спермы и крови. «Щенки» сейчас – просто в меру энергичные и оголтелые песни про обычные человеческие радости. Для новой аудитории нынешняя ипостась идёт только в плюс – вместе с градусом искреннего безумия снизился и порог вхождения. А вот для тех, кто с группой познакомился до выхода обозреваемого альбома, это уже не так однозначно: всё зависит от того, готовы ли «старички» принять обновлённое звучание собачьего дуэта.
Однако этот неприятный момент с лихвой компенсируется целостностью и разнообразием. С наполнением тут полный порядок: треклист крепко сбит и крайне умело жонглирует песнями, не давая слушателю заскучать, зависнув на одних только темах любовных отношений, которые так любит Максим. Начинается альбом, что называется, «с места и сразу в бой» – гимном всех распутных уикэндов в обертке трека «Выходные». Надо ли говорить, что это один из главных боевиков релиза? Затем «Щенки» уходят в привычное для них русло: сначала романтичная и добрая песня «Единое целое», а затем иронично следующая далее «Моногамия – это миф». После акцент смещается в сторону наркотических веществ и алкоголя, где просто необходимо отметить минималистичную и триповую «Эта баба заставит тебя бухать» – наверное, единственный трек релиза, в котором максимально сильно слышны отголоски того самого истерического реализма, присущего раннему творчеству коллектива. Однозначный хит альбома – «Обычная драка» – идеально подходит для живых выступлений и действительно рискует превратить обычный слэм в настоящую драку. Напоследок остается пошловатая «Белое на белом», звучащая чуть ли не как пьяный шансон из уст подвыпивших соседей и завершенная «щенячьей» мудростью: «Выйти замуж можно за кого угодно, а вот трахаться в метро – далеко не с каждым».
Несмотря на то, что первый лонгплей «Щенков» оказался неожиданно прилизанным и излишне адекватным (в контексте их же творчества), язык не поворачивается назвать этот альбом неудачным. Да, это не совсем то, чего ожидали от группы преданные фанаты, но во многом это только к лучшему: как известно, идти на поводу у своей аудитория – затея неблагодарная. И, кажется, Феликс с Максимом это прекрасно понимают.