Среди современных русскоязычных пост-панк формаций Ploho выглядит, пожалуй, самой консервативной командой. Их музыку можно легко представить с хрипом вырывающейся из старого советского радиоприёмника на кухне тесной прокуренной хрущёвки во второй половине 80-х. Частые сравнения с группой «Кино» тоже появились не на пустом месте: и инструментальной составляющей, и темами песен эти представители сибирской волны музыки Joy Division и «Гражданской обороны» (вдохновение, по собственному признанию, черпали всё-таки у последних) действительно неуловимо напоминают группу Виктора Цоя. И пока ближайшие сотоварищи по постпанк-цеху строят имидж вокруг ироничного юмора и стёба над провинциалом в большом городе, Ploho продолжают гнуть свою линию и остаются верны классикам. По иронии судьбы, сегодня этого более чем достаточно, чтобы выделиться на общем фоне.
После прошлогоднего альбома-боевика «Культура доминирования», где чуть ли не каждый второй трек звучал как потенциальный хит и надолго оседал в голове после первого же прослушивания, «Бумажные бомбы» напоминают шаг назад – к первому одноимённому лонгплею. Там было такое же нарочито низкое качество записи вкупе с невыразительным глуховатым вокалом (хотя первый релиз группы звучал как раз относительно чисто). На деле же оказывается, что этот шаг скорее в сторону. Если проследить за развитием творчества сибирского коллектива, то можно увидеть два направления их музыки, которые группа то и дело чередует: бодрые панковые мотивы с обильным вкраплением синтезаторов и куда более мрачный олдскульный лоу-фай, делающий упор на гитары. Именно ко второму и относится новый альбом, для разнообразия не повторяя предыдущий. Впрочем, нельзя сказать, что группа попеременно топчется на двух местах, потому что каждое из них она делает шире. Пускай пока маленькими шажками и только в инструментальном плане, но Ploho медленно развивают свою музыку, обвешивая её всё новыми и новыми деталями.
В «Бумажных бомбах» они делают упор на лоу-файную составляющую, добавляя в привычное для себя звучание не самые ожидаемые шумовые элементы: в треках часто проскакивает гудящий гитарный звук, создающий местами почти шугейзовые монотонные «стены» и в некоторых случаях чуть ли не срывающийся в настоящий нойз (например, концовка трека «Прогулочный шаг»). Правда, из-за шумного настроя альбом в целом звучит несколько однообразно. Для пост-панка этот грешок простителен, но после всё той же вылизанной (насколько вообще это слово применимо в контексте жанра) «Культуры доминирования», пестрящей трековым разнообразием, воспринимается он уже не так снисходительно: уже знаешь, что могут лучше. В остальном же всё стандартно: драм-машина чеканит ритм, гитары разрезают воздух, а синтезатор подвывает в такт.
Нет ничего принципиально нового и на текстовом фронте, однако это всё ещё отточенные, по-хорошему минималистичные стихи, которые крепко цепляются за память и быстро превращаются в цитаты. Темы здесь те же: пессимистичные социально-обывательские песни («Город устал» и «Нападение») соседствуют с ироничной ностальгией по Советскому Союзу («Сибсельмаш»), а композиции с политическим подтекстом («Гвозди» и «Идти на дно») разбавляет единственная хоть сколько-нибудь сентиментальная «Хотеть тепла». Такой набор для Ploho стал визитной карточкой ещё с EP «Ренессанс» и остается неизменным по сей день. Разве что в этот раз не затрагивается тема затворничества, а настроение большинства треков гораздо депрессивнее прошлых полновесных релизов группы.
«Бумажные бомбы» – добротный альбом, но не более того. За музыкальную цельность ему приходится расплачиваться разнообразием, а за скорый выход (относительного прошлого релиза) – новизной материала. Если вы любите сибирский пост-панк и саму группу Ploho в частности, то, скорее всего, с удовольствием прокрутите его несколько раз от начала и до конца, удовлетворите свою потребность в очередной дозе новой русской волны и вернётесь к прекрасной со всех сторон «Культуре доминирования». Ну или будете ждать что-то из соседней стези – например, второй полноценный LP группы на букву Б.
Фото: сообщество Ploho «Вконтакте».