Мастер диалогового кино, современный классик немецкого кинематографа Вим Вендерс продолжает сотрудничество со своим давним товарищем —сценаристом Петером Хандке. Этот тандем ценители авторского кино приметили еще в далеких 70-х годах, и спустя почти 30 лет их новая совместная работа не смогла не привлечь зрительское внимание. Но из-за низких отзывов критиков после Венецианского кинофестиваля даже у самых верных поклонников Вендерса могли появиться сомнения насчет «Прекрасных дней в Аранхуэсе». Есть ли для них повод – далее по тексту.
Весь сюжет фильма можно узнать из трейлера. На уютной садовой террасе, из которой открывается роскошный вид на крыши парижских домов, мужчина и женщина ведут беседу. Они делятся личными переживаниями и откровенными воспоминаниями, пока из открытого окна дома за ними будто бы наблюдает писатель, записывая каждое слово. Можно выразиться точнее: они произносят слова, которые выдумал автор. Так и проходит жаркий летний день у совершенно непохожих друг на друга мужчины и женщины.
Загадка во всем действии картины лишь одна: пара, за которой так пристально наблюдает писатель, – результат его воображения или все же воспоминания? Все остальное подается относительно легко и порой банально. Даже витиеватые фразы персонажей без проблем воспринимаются зрителем. А говорят они, к слову, обо всем: любви, сексе, желании, времени, о самой жизни. За затянутыми разговорами можно разглядеть лишь один основной мотив: различие двух миров – мужского и женского. К сожалению, структура фильма, которую создают Вендерс и Хадке, работает далеко не идеально. По итогу главная сложность заключается в том, чтобы вытерпеть полтора часа довольно тривиальных нравоучительных изречений (пусть даже эмоциональных и поэтичных).
То, что изначально должно было быть театральной пьесой, стало фильмом, причем в 3D. И, пожалуй, именно визуальная часть и звуковое сопровождение не позволяют сказать, что этой истории лучше было бы остаться в стенах театра. Благодаря камере небезызвестного Бенуа Деби, который не упускает из виду ни одной детали этого локального Эдема, а также звукам природы и редким появлениям хитов 70-80-х авторам удается идеально передать атмосферу воображаемого рая на нашей грешной земле.
Вендерс старался сделать кино «о вечном», но чересчур аристократичные и абстрактные диалоги губят целиком состоящую из них картину. То, что должно было стать козырем в рукаве режиссера, работает против него же. Диалоги, которые должны подарить зрителю мысль и идею, будто бы стараются лишь побыстрее усыпить его, а поэтичные изречения главных героев напоминают о том, что в литературе зовется графоманией. Да, ты видишь прекрасную картинку, слышишь чудесную музыку, актеры на экране приятны и нежны с тобой, все предельно просто и порой слишком прямолинейно. Непонятным остается лишь один момент: зачем это было написано, поставлено и экранизировано?