Около полугода назад я наткнулся на небольшой видеоряд, посвященный известному серийному убийце Андрею Чикатило. Голос за кадром повествовал о содеянном «ростовским потрошителем», объясняя мотив и жизненное кредо последнего прямо из зала суда. Тогда же я решил, что данная композиция авторства какого-нибудь «Кровостока», однако вскоре мне довелось услышать новую работу этого музыканта. Так я узнал, что его зовут «Мой бумажный пакет». Как это всегда и бывает, при столкновении с рэпом, песни стали вызывать отторжение. Усилием воли я смог заставить себя абстрагироваться от этого неутешительного факта, ведь кроме него мне не удалось найти других причин прервать знакомство с музыкой этого колоритного персонажа.
Оказалось, человек с бумажным пакетом на голове и майкой с нацистской символикой, начавший свою деятельность относительно недавно, уже успел обрести какую-никакую популярность и на анонимных имиджбордах (откуда, очевидно, и вылился его образ), и на ютубе. Касательно последнего: там он охотно делится своим мнением о различных режиссерах и музыкантах, критикует деятельность рэп-исполнителей особого сорта и монтирует видео-ряды к собственным рассказам. Критика и обзоры на продукцию рэперов может показаться неинтересной людям, далеким от этого жанра, однако эти видео, пропитанные черным юмором, цинизмом и приправленные отсутствием каких-либо моральных рамок, точно не оставят равнодушными никого.
Я же хотел поговорить о том, что привлекло конкретно мое внимание к «Моему бумажному пакету» – его мрачный монотонный речитатив, наложенный на точно такую же по атмосфере музыку (также его авторства). Все ваши элитарно-экзистенциальные проблемы идут на три буквы, когда вам рассказывают не о мечтах радикальных феминисток, толерастов и либералов, фантазирующих и кричащих во всеуслышание о процветающих утопиях, а про российские (что практически равносильно любой стране СНГ) провинциальные реалии, где обездолен и принижен в правах не каждый тысячный «не такой, как все», а каждый первый житель необъятной.
И все-таки невозможно обойтись без сравнения с «Кровостоком». После более детального изучения творчества московской хип-хоп-группы может показаться, что сходства заканчиваются ровно на безэмоциональной и монотонной читке обоих вокалистов, но и здесь и там обнаруживаются глубокие смысловые подтексты. Вот только в случае с «МБ Пакетом», от них не сильно отвлекает вычурность, выставляемая напоказ вседозволенность, бесконечный поток обсценной лексики, что присуще текстам «Кровостока». Да и плясать с бубном не нужно, чтобы уловить основную мысль под двусмысленностью и аллюзиями в текстах. Все лежит на поверхности рассказываемых историй.
«Отчаяние»
Вообще, «отчаяние и безысходность» – это краткий пересказ большинства тем «Пакета». Немалая часть творчества представляет из себя суровое жизнеописание целого поколения, произведенного на свет в период с 80-х по 90-е. Прослушивание его композиций – отличный способ в ближайшие сроки загнаться несправедливостью и бессмысленностью происходящего вокруг. Бесконечная рефлексия и философия законченного маргинала преследуют героев большинства стихов. Что в «Суицидняке», что в «Комбинате» образы беспринципных юношей сталкиваются с реальным миром, в котором другой человеческой особи глубоко насрать на [страдания по девушке] и боль своего соотечественника, а в жизни нет места современной романтике саморазрушения и сближения со смертью – опять же, из-за непринятия такого выбора свободы окружением.
«В дороге»
А чего стоят его депрессивное описание обычной поездки на общественном транспорте в песне «В дороге», где главному герою (который далеко не Джек Керуак) приходится столкнуться с не самым лицеприятным контингентом своего города. «В автобусе, видите ли, стало тесно и кто-то кому-то случайно отдавил ногу // Заржавевшая гайка, похожая на огра // И свежая скважина на каблуках // «Смотри куда копыта ставишь, кудах-кудах» // Обычная сцена, прям по всем канонам. // По-моему, для родины топливо хуже гондона…». Окуная слушателя в эту грязь с головой, персонаж с бумажным пакетом вместо лица высмеивает всю абсурдность ситуации, уже довольно каноничную и до боли знакомую тем, кто регулярно оказывается пассажиром забитого до отказа автобуса. Похожая судьба ожидает и слушателей «Двух недель в дурке» – одной из самых больных тем военнообязанных молодых людей, которые по каким-либо причинам избегают службы в армии и не спешат отдавать долг родине:
«Вообще, судя по здешней скупости персонала,
Лучше всего умереть молодым прямо во время выхода из пизды в топку,
Ведь тело младенца можно похоронить не в гробу, а в обувной коробке…»
Альтернативные истории – еще один, хоть и не самый популярный, но крайне удачный жанр в творчестве «Пакета», в котором он рассказывает свое видение мира. Тут и выход в космос «простого парня, из пролетариев, члена партии» Юрия Гагарина, чей подвиг оказывается бутафорией, снятой на пленку ради одобрения Хрущева (песня «Вся правда о Юре Гагарине»); и долгая дорога Ежика к своему другу, которого «Пакет» безжалостно перебрасывает из густого тумана прямиком в еще более жестокий и мрачный мир среднестатистического провинциального городка (композиция «Суперкомфорт»); и письмо, написанное от лица Незнайки с луны и соединившее в себе вселенную детского мультфильма и повести братьев Стругацких «Хищные вещи века». В последнем герой нашего юношества горюет по родине, из-за чего становится зависимым от наркотика под названием «слег» (композиция носит аналогичное название). Последний текст, к слову, настолько цепляет уже при первом прослушивании, что ненароком появляется желание повторить действия главного героя и самому уйти с головой в воду под наркотическим трипом от радио-батарейки. Особенно остро это чувство ощущается после заключающих двух последних строчек, описывающих судьбу Незнайки: они-то и заколачивают последний гвоздь в крышку гроба жизнелюбия и детской наивности.
Естественно, все эти главы из непростых жизней простых людей не застревали бы в голове, если бы не подкованность «МБ Пакета» в вопросе создания рэп-композиций. Достаточно взглянуть на несколько его видеорядов с критикой в сторону исполнителей данного направления, чтобы подтвердить мои слова. Вдобавок к этому – общая образованность и грамотность автора. В его творчестве можно не просто найти отсылки к классической литературе (музыкальной индустрии) и ее героям, а даже их присутствие в определенных текстах вроде «Аквариума». Именно в этой поэме в поезде сталкиваются Смердяков и Корчагин, на протяжении всей дороги распивающие спиртное и рассуждающие о судьбе России – в лучших традициях подобных поездок.
«Аквариум»
Наверно, единственное, за что хочется поругать «Пакета», так это за расставление приоритетов. Благодаря жестким и метким вбросам кала на вентилятор (речь про шоу на ютубе «Как не надо делать рэп») слава в интернете уже приобретена. Казалось, можно наконец отвлечься от происходящего в рэп-индустрии, чтобы полностью отдать себя творчеству, лишь изредка «расслабляясь» на записывании подкастов с рассуждениями на определенные темы или рассказы про уважаемых деятелей культуры. Ведь куда лучше на своем примере показывать, что и как нужно правильно делать, а не просто указывать на ошибки других. Но, к сожалению, чем именно сейчас занят товарищ «Мой бумажный пакет», никто не знает. Так же, как и его настоящее лицо.
Поближе познакомиться с творчеством «МБП» вы можете в его официальной группе «ВКонтакте» и на Youtube-канале.