Если вы не знаете название последнего альбома Сергея Лазарева или имена новых участниц группы «Серебро» (а может даже не знаете о ее существовании), вы не в курсе, лечит ли до сих пор Геннадий Петрович Малахов геморрой морковкой и кто едет от России на «Евровидение», — это нормально. Если же вы идете по улице и тычете пальцем в парня, сообщая друзьям: «Это тот чувак из батла», греете дома куриные яйца и знаете слово «патимейкер», то это так же нормально.
Информационная реальность раскололась надвое: с одной стороны, все то, что уничижительно называют «эстрадой» и тщательно обсасывают в газетах и на телевидении, а с другой — глобальная сеть со своими лидерами, которая отчаянно хватает ртом последние глотки свободы и независимости в напряженном ожидании неприятных последствий в виде новых законов. Не нужно быть экзальтированным фанатом какой-либо звезды, чтобы находиться в одной из этих реальностей. Не нужно быть отшельником, чтобы выпасть из них обеих. Все зависит от личного информационного поля и того, как его формировать, ведь эта задача лежит непосредственно на плечах страждущего.
Разница в том, что в интернете формировать его для себя намного проще, свалив все интересное в одну кучу, такую как, например, лента социальной сети или подписки на YouTube. Все «любимые передачи» можно смотреть по очереди, не боясь, что они идут одновременно, а после просмотра можно написать гневный комментарий, на который обязательно отзовутся. Телевидение и газеты же решают все за нас, а выбор лежит только между НТВ и National Geographic. Но даже самый этичный и качественный канал – это эгоистичный способ коммуникации со зрителем в силу своей односторонности. Для ведущего передачи его аудитория – это серый, зыбкий образ усредненного зрителя. На деле плевать, кто он, и лучше этого зрителя не видеть. Но будет ошибочным полагать, что все пользователи интернета – просвещенные люди, использующие все мировые знания во благо себе и другим. Сформировать личное информационное пространство таким образом, чтобы оно действительно шло тебе на пользу, крайне сложно. В тот момент, когда человек видит на сайте про стройматериалы рекламу порно, похудения от Пугачевой или увеличение члена «с помощью обычной…», он понимает, что интернет как черная дыра, которой безразлично, что поглощать. Это самая большая помойка, куча дерьма, в которой нужно копаться голыми руками. Но мы копаемся для того, чтобы найти в ней алмазы.
Сепаративность особенно заметна в странах СНГ: абсолютно прочный барьер между средой интернета и СМИ. И если команда «Вечернего Урганта» в определенный момент поняла, что нужно вещать в социальных сетях и использовать все возможности интернета и гаджетов, то остальные передачи до сих пор дичатся. Известные в «интернетах» люди зачастую позиционируются в них как враги, люди другого склада ума, живущие в параллельном измерении и не по земным правилам. Их деятельность и личность нужно подать как недостойные внимания, не заслуживающие популярности. Они выставляются асоциальными и аморальными элементами общества, которые своей харизмой способны внушать аудитории «омерзительные» взгляды. С другой стороны баррикад сидят телевизионные моралфаги, выступающие за нравственность и соборность, готовые на любого повесить клеймо наркомана и животного, недостойного жизни. В их глазах звезды интернета – это опарыши из огромной помойки, и относиться к ним как-то иначе нельзя. Телевизионщики культивируют мракобесие.
Именно из синего экрана исходит максимальное количество агрессии, которое порождает ответную агрессию зрителя. Он не наблюдает диалога, он не слышит двух противоположных мнений, его макают носом в один и тот же соус, человек уже по пояс в этой трясине и не в состоянии этого понять. Но спросите его, хочет ли он изменить свое положение, и он ответит, что его все устраивает. Позиция телезрителя позволяет выключить мозги, не рефлексировать, а плыть по течению, принимая и пережевывая абсолютно все. Именно это считается лучшим видом отдыха после тяжелого рабочего дня. И не важно, что зачастую труд этот был именно физический, который и без того помогает выключить голову.
Вам никогда не расскажут о гражданских инициативах, интересных социальных явлениях, современных трендах и музыкантах. Потому что вы «не поймете». В результате мы имеем то, что имеем: вся хорошая белорусская музыка является так называемым андеграундом. О ней не рассказывают широкой аудитории, а будто бы стыдятся показывать что-то хорошее, что создается внутри страны. И можно даже поиграть в теорию заговора, предположив, что о реальных успехах белорусов умалчивают, чтобы масса не знала, чем гордиться. Нет повода для гордости – нет и уверенности.
Никого не пугает тот факт, что по телевизору ничего не показывают просто так, влияя на примитивное подсознательное восприятие. Сериалы про ментов укореняют в зрителе мнение об их честности и беспристрастности, в то время, как каждый, кто не мент – либо вор, либо насильник, либо наркоман. «Час суда» выполняет ту же функцию: судья – ваш друг, а справедливость всегда торжествует. «Пусть говорят» доказывает каждой семье, что у них в жизни еще не все так плохо, как могло бы быть. Всегда позитивные, укуренные белорусские новости обожают местные спортивные состязания, субботники и государственные торжества, и им нет дела до реальных проблем. Они не хотят шокировать зрителя, выводить его из состояния равновесия и иллюзии пресловутой стабильности.
Но кому в наших реалиях захочется слышать о плохом? Плохое – на работе, в банке, в магазине на ценниках. Если по телевизору тоже будет все плохо, то мы же загнемся. Интернет точно так же стремится к сентиментальной симуляции радости. Сразу за новостью про смерть известного писателя следует видео с котиком, который смешно ест. Но телевидение идет путем тотального игнорирования негатива внутри страны. Оно взращивает в зрителе аморфность, безразличие, слепоту. Нет войны – и слава богу.
Ломать стену между глобальной сетью и телевещанием – погубить второе в привычном нам виде. Принять взгляды интернет-среды означает целиком изменить форматы передач и перестать нравиться основной аудитории пожилых людей. Телевидением, как и странами, заправляют пожилые, в интернете безраздельно правит молодежь, мозги которой еще не окаменели и способны моментально воспринимать и генерировать тренды. Пожилых же нужно кормить тем, к чему они привыкли и чего ждут. Интернет – это безвластие, телевидение – единовластие.
Но любая диктатура обречена на то, чтобы быть сверженной. И если не внезапным переворотом, то медленной сменой поколений. В тех темпах, которые наблюдаются сейчас, телевидение превратится в атавизм, плазмы на стенах будут висеть для того, чтобы подключать к ним флешки с сериалами. Люди не будут весь вечер сидеть у телевизора, борясь со сном, чтобы посмотреть любимую передачу, потому что передачу эту покажут в виде ролика на YouTube, который можно посмотреть по дороге на работу. И даже если власть будет свержена, а форматы передач изменены, логичным выводом авторов будет уйти на просторы глобальной сети. Системе придется прогнуться под натиском новой системы, чтобы продолжать зарабатывать. И через много лет именно мемчики и видеоблоги станут олдскулом, привычной пищей для ума.
Ну а пока что наслаждайтесь более-менее свободными просторами интернета, дарите своим родителям планшеты, чтобы они знакомились с реальностью, которая кипит вокруг них. Пускай они узнают, что в стране есть талантливейшие, уникальные музыканты, интересные проекты и места для отдыха, субкультуры и локальные тренды, которые никак не связаны с советским культурным наследием. Люди должны знать, что в стране есть не только колхозы и Ирина Дорофеева, КЗ «Минск» и Главная елка страны. Возможно, тогда и головы будут подняты выше, и взгляд станет смелее. Дайте повод – и мы загордимся.