Еще неделю назад везде были одни покемоны: в лентах социальных сетей, на страницах интернет-СМИ, даже в телевизоре – обсуждалась новая мобильная игра Pokemon Go. Волна беспощадного хайпа и дрочерства постепенно сходит на нет, уже породив не только массу внезапных фанатов и поклонников детского мультфильма 90-х, но и немаленькую толпу хейтеров, для которых популярность чего-либо делает данный объект по определению позорным.
Но давайте немного отойдем от оценки «мейнстрим = зашквар» и темы «конца приватной жизни» (оставим поле для размышлений конспирологам) для того, чтобы поразмыслить над самой сутью мобильного приложения, совершившего переворот в игровой индустрии или, как минимум, дав его старт. В любом случае, оно завоевало сердца геймеров во всем мире, и это уже кое-что значит в современной жизни, где все пресыщены развлечениями. Конечно, ностальгия по детским развлечениям тоже играет немаловажную роль, но такой безоговорочный успех издателю (и практически банкротам) Nintendo и разработчику Niantic принес прорыв в технологии дополненной реальности.
Механизмы Pokemon Go до смешного просты. Они используют Google Maps и встроенные почти в каждый смартфон GPS и гироскоп, что позволяет увидеть хоть и примитивную, но 3D-схему твоего собственного города, который населяют сказочные твари. Люди, останавливающиеся с телефонами в руках возле достопримечательностей (в игре они называются Покестопами) и ставящие на них «приманку для покемонов», подзывают к себе не только виртуальных монстров, но и других игроков – последних даже у нас огромное количество. Таким образом игрок с головой погружается в мир игры, и тот парень, который только что сел рядом с тобой на лавочку с телефоном в руке, уже не просто незнакомец, а такой же тренер покемонов как и ты. Всего спустя несколько секунд вы находите общий язык, выяснив принадлежность к одной из трех фракций, и можете помочь друг другу в захвате «арены» – местного спортзала для покемонов.
Практически такая история случилась и со мной, когда я направлялся домой с работы, а по пути решил проверить gym в районе Пушкинской. Там, правда, мне помогли ребята лет 15-16, но я встречал на улице и более взрослую аудиторию. Гуляя ночью по скверу в ожидании восстановления работы серверов Pokemon Go, я наткнулся на двух молодых, как мне изначально показалось, ребят, прятавшихся от дождя под деревом. Минут десять я просто ходил вокруг предполагаемого места gym’а, проверяя работоспособность приложения, когда все-таки решил подойти к ним, чтобы беседой немного скоротать время. Моему удивлению не было предела, когда в темноте я наконец разглядел, что это далеко не парочка школьников, а вполне себе взрослые люди под 40 лет, хотя на экранах их смартфонов была видна точно такая же надпись, как и у меня: «Our servers are experiencing issues».
На самом деле, Pokemon Go не совсем игра дополненной реальности. Помимо необходимости перемещаться в пространстве за счет считывания геолокации и возможности воспользоваться акселерометром в камере, игра представляет из себя обычную схему города. Прямо сейчас мы становимся свидетелями соединения виртуального и реального миров. Игра Pokemon Go доказала, что мир уже готов к подобным инновациям и, самое главное, что они «по вкусу» людям. Возможно, что скоро не останется тех, кто может запереться в четырех стенах перед монитором и полностью погрузиться в виртуальную реальность – ее просто перенесут в настоящую.
И это будет касаться не только игровой индустрии, ведь способов применения AR (augmented reality) множество. Неспроста глава Apple, Тим Кук, на волне успеха приложения от Nintendo инвестировал в развитие технологии дополненной реальности круглую сумму. Причем, как утверждает Кук, дополненную реальность не следует относить к новым гаджетам и платформам, а воспринимать ее как просто большой надстройкой к существующим.
Данная технология находится еще в зачаточном этапе, однако она развивается по принципу снежного кома. Благодаря покемонам уже сейчас виден потенциал AR. Вспомните любой научно-фантастический фильм, в котором в воздухе посреди комнаты зависают огромные экраны с рабочими столами, очень похожие на проекции. Если разъяснить топорно, то именно это и есть AR. Эксперт по дополненной и виртуальной реальности Николай Головин, работающий в агентстве Two Goast, привел еще один пример, как дополненная реальность способна повлиять на наши жизни: «Скоро вы будете с утра надевать очки HoloLens и видеть перед собой на стене прогноз погоды, карту своего пути, сообщения от друзей, электронную почту и сводки с фондовых бирж».
Остается только дождаться выхода в свет очков виртуальной реальности вроде Meta или уже упомянутых HoloLens, чтобы убедиться в уже более-менее очевидном факте: AR (augmented reality) крепко и надолго останется в нашем мире. А пока можно в очередной раз посмотреть рекламные ролики подобных очков и пойти дальше ловить покемонов.