Расскажи о том, как ты начал фотографировать.
Профиль в Инстаграме я завел, когда купил iPad, года три-четыре назад, после чего сразу стал публиковать туда селфи. Или, например, какая-то шутка в интернете – принтскрин, добавить фильтр, рамочку и готово. Тогда я не задумывался о том, что могу заниматься мобильной фотографией серьезно. Но мне нравилось ставить какой-то предмет на стол, бросать на него свет и фотографировать. Уже тогда я заметил, что добавляю всегда только черно-белые фильтры. Монохром мне всегда нравился, а цвет я не признавал. Даже в вещах придерживался темных тонов. Когда я стал углубляться в культуру Инстаграма, я стал следить за культовыми ребятами, у которых куча фолловеров. Одним из вдохновителей был Никита Сергушкин. У нас похожие аккаунты — черно-белый минимализм. Я посмотрел на его фотографии и подумал, что тоже так могу. Сначала это были птицы. Одни птицы. Фасад здания и птицы. Человек и птица. В основном были неживые предметы (кроме птиц, конечно). А потом пошли люди. Я стал фотографировать людей в прыжках, потому что обожаю динамику. Порой мне казалось, что мои черно-белые фотографии выглядят живее, чем цветные у некоторых фотографов.
Пик моего развития начался после первого «Инстамита» в Минске. Там собрались ребята, которые занимаются мобильной фотографией, и мой аккаунт слегка выделялся на фоне остальных. А после мы всей компанией пошли в торговые центр, взяли какую-то дешевую еду и составили пять столов, чтобы сесть вокруг. И уже после личного знакомства произошло знакомство аккаунтов. Мы передавали телефоны по кругу и вводили свои имена. Я тогда подписался на человек двадцать, и ни у кого не было такого аккаунта, как у меня. Меня не пугало, что я какой-то гадкий утенок, а наоборот – радовало.
Потом я сработался со своей знакомой – Ирой, у которой на тот момент было уже 6000 подписчиков, когда у меня было 600, большая часть из которых накручена посредством нужных тегов. Ира выкладывала фото со мной, отмечала и писала, что у этого чувака классный аккаунт, подписывайтесь. Тогда была моя первая тысяча. Я ждал этого числа. Смотрю – 999, бах – 1000. Мне будто в голову стукнуло. Я схватил телефон, своего младшего брата, и мы пошли снимать. Тогда у меня было правило: публиковать одно фото в день. Но тогда я опубликовал сразу четыре. А потом накатал благодарственное письмо своим фолловерам. Число подписчиков росло, и все благодаря Ире. Ну а позже я попал в рекомендации Инстаграма. Получил письмо, что я являюсь примером для пользователей. На утро беру телефон, а там уже 200 человек новых подписалось. И я думаю: «Это мой аккаунт?». Это стало стимулом для того, чтобы снимать. Сначала 100 лайков – это было круто, а потом их число стало заходить под 1400 на некоторых фотографиях. И стало так случаться, что мы с Ирой идем по городу, и какая-нибудь девчонка говорит: «О, это ты в черно-белом снимаешь? Я на тебя подписана». Это реально приятно. Я пришел первый раз на курсы чешского, там сидели две девушки. Одна другой стала показывать на меня, а потом оказалось, что они на меня подписаны.
Один раз я рылся в интернете в поисках вдохновения и нашел Родни Смита. Это была любовь. Он из Нью-Йорка и снимает в черно-белом на пленочный фотоаппарат. Мне понравилась его стилистика. Он брал близнецов в
костюмах и делал из них будто отражение. Наверное, с него началась тема с дверным проемом в поле.
В голове сейчас много клевых идей. Но выходит так, что в голове-то они клевые, а на деле – не очень. Еще ни одна фотосессия не удалась так, как я себе представлял. И я постоянно ругаюсь на девушек. Я прошу ее подпрыгнуть, а она прыгает слишком высоко, не так, как я хочу, не в ту сторону, не то выражение лица. Я перфекционист.
Ты как-либо выбираешь моделей?
Мне абсолютно не важно, девушка это или парень. Не важна комплекция. Главное – чтобы силуэт был. Модель никак не критикуется: высокая, низкая. Просто стань, просто прыгни, просто послушай, что я тебе скажу.
Сложно ли всегда оставаться в формате квадрата?
Поначалу такое было, когда у меня был iPhone 4 со старой прошивкой. В нем не было режима съемки в квадрат. Я снимал в обычном формате, а Инстаграм ее обрезал, что мне очень не нравилось. Потом вышло iOS 7, где появился формат 1*1. И теперь это моя фишка: я сразу ставлю формат квадрата, добавляю заводской черно-белый эффект. Так я могу сразу видеть, что происходит. Я всегда смотрю через квадрат. В широком формате я уже, возможно, не увижу фотографию. Мне иногда кажется, будто я все вижу в черно-белом. Моя любимая программа для работы с фотографиями – Snapseed, потому что там есть точечная обработка. Раньше я вообще очень долго сомневался, публиковать фото или нет. А сейчас все по-другому. Если вам нравится, то я рад, если нет, то можете не ставить лайки, не писать комментарии. Не назову это безразличием, это скорее смирение. Я уже не пытаюсь кого-то удивить, а хочу, чтобы меня полюбили таким, какой я есть и то, что я делаю. Потому что если подстраиваться под количество лайков и делать все для этого – то это уже совсем не то.
Было ли тебе когда-нибудь жалко лишать фотографию цвета?
На самом деле, нет. Для моих фото нужно либо поле, либо стена, которая контрастирует с одеждой человека. Я даже никогда не обрабатывал в цвете. Но когда я побывал в Праге, то понял, что нужно будет заводить цветной аккаунт, если я туда перееду. Потому что там что ни сфотографируй, все будет очень красиво в цвете. А в монохроме потеряется. За неделю, что я там был, я сделал всего несколько фото, потому что везде нужен был цвет.
Кстати, на некоторых фотографиях заснят я сам. Потому что если нужно забраться на какую-то крышу и прыгнуть там, то девочки обычно боятся это делать. Приходится сначала отправлять девчонку на крышу, выверить кадр, сказать ей, чтобы она что-нибудь положила на то место, где стояла, поменяться местами. А потом слезать и смотреть, что получилось. Иногда так по несколько часов возился. Один раз я забрался на крышу кафе за кинотеатром «Москва». Там удачно стояли дома. Я подпрыгнул и чуть не свалился с этой крыши. А потом пришел какой-то мужик и отругал нас. Матом ругался на меня, сказал, что я глупый. Пришлось убежать.
Расскажи, как была снята фотография в стиле Дали.
Ой, с ней пришлось повозиться. Это был какой-то семейный праздник. Мне было настолько скучно, что я взял у отца машину, стул нашел на балконе, шарфы, зонтики, шляпу нашел, переоделся в смокинг. Мы поехали за МКАД и начали придумывать кадр. Сначала хотели поставить стул посреди поля, мой младший брат становится бы на край и падал на бок. Ему не должно было быть больно, там снег глубокий. Потом мы снимали на озере каком-то. Мне захотелось, чтобы в кадре что-то двигалось. Я стоял, и мы снова и снова бросали мне шляпу, но не могли уловить нужный кадр. Потом я говорю: «Так, ты бросаешь стул, я прыгаю, ты бросаешь зонтик, ты – шляпу, и ты снимаешь». Меня чуть не убило стулом. Он попал мне по спине. Мы сделали около тридцати абсолютно разных кадров. Это было очень тяжело. Стул уже начал разваливаться, я околел. И тут мы сделали нужный снимок. А позже мы сделали кадр, где шляпа висит надо мной в воздухе. Я напихал в нее снега и должен был так высоко и ровно ее бросить, чтобы потом ровно стать, будто я ничего не делал. И вот эти фотографии со стульями и шляпой набрали самое большое количество лайков.
Какая твоя самая любимая фотография?
У меня нет понятия любимой фотографии. К тому же, я всегда недооцениваю себя. Иногда сделаю кадр, и люди говорят, что вышло круто, а мне не нравится. Я вижу всегда какие-то мелкие недочеты. Но, наверное, ближе всего фото со шляпой. Во-первых, там я, во-вторых, там движение, в-третьих, минимализм. Все, как я люблю.
Что ты чувствовал, когда фотографировал на телефон еще в самом начале?
Я боялся подойти поближе. Боялся показаться каким-то дураком, который снимает что-то на телефон. Это был мой первый барьер. А позже я уже сам просил людей, чтобы они прошли где-то для фото. Но в основном я пытался ловить людей, которые сами идут. Долго ждал, пока выйдет то, что я хочу. Но в основном было неудобно фотографировать птиц в начале. Все как на дурачка смотрят: стоит парень и фотографирует птиц с телефоном.
Есть ли предрассудки насчет людей, которые слишком много внимания уделяют своему Инстаграму? С какой целью ты ведешь свой аккаунт?
Поначалу, когда было мало подписчиков, я хотел самоутвердиться не только перед собой, но и перед другими. Но чем больше их становилось, тем чаще я думал: «Какая разница?». У меня вызывают недоумение люди, которые делают пустые фотографии, как бы критично это ни звучало. То есть, любой человек, взяв в руки телефон, может сделать такую фотографию. Никаких креативных подходов эти фото не требуют. И у этих людей по 70 тысяч подписчиков. И я думал, почему я стараюсь, убиваю время, а этого никто не замечает? Но когда у меня стало достаточно много подписчиков, я понял, что это не имеет значение. Для меня теперь цифры – это просто цифры. Нет таких мыслей, что если лайков больше, то и человек круче. Вот мама мои фотографии никогда не понимала. И папа не понимал. А теперь я им просто не показываю фото.
Фотографировал бы ты, если бы не было Инстаграма?
Наверное, я бы просто снимал на телефон. Помню, у меня был скетчбук. Первые три страницы я просто рисовал, а потом стал печатать фотографии в стиле полароида и вклеивать их. А затем соединял рисунок с фотографией. Если бы не было Инстаграма, я бы, наверное, просто печатал фотографии и приклеивал их себе на стену. Ведь все, что я делаю, я делаю для того, чтобы разгружать свой внутренний мир. Мне очень интересно, что я скажу о своих работах спустя много лет, как изменится мое мировоззрение.
В прошлом ты был моделью. Что тебе ближе: фотографировать или чтобы тебя фотографировали?
Фотографировать самому. Когда я был моделью, мне нужно было позерствовать, что-то из себя строить, делать утомленный вид. А когда я снимаю, я делаю то, что мне нравится, нету скованности. Это все читается на снимках.
Кто обычно становится популярным в Инстаграме? Дай советы, какими методами (кроме специальных программ) достигаются тысячи подписчиков?
Популярность может прийти очень разными способами. Либо ты звезда, и у тебя автоматически много фоловеров, либо мобильной фотографией, либо красивым личиком.
Обычно высокую популярность пропагандирует реклама в интернете. Но это совсем бессмысленно, потому что приходят в подписчики боты, а не живые люди. Надо делать что-то такое, что признавалось бы публикой. Люди проводят зачастую SFS. Это когда человек, который его проводит, публикует у себя фотографию с надписью сфс и пользователи, имеющее желание поучаствовать, публикуют уже у себя на страницах фото того, кто сфс проводит. Ну то бишь я провожу сфс, ты публикуешь мое любое фото у себя и отмечаешь. Это реклама мне. После чего ты отписываешься в комментариях, что проделала эту операцию, и так делают еще с десяток человек. По итогу я выбираю из всех, кто участвовал, восьмерку лучших и рассказываю о них в своем аккаунте. Это классический способ поднятия количества фолловеров.
Работы Александра Дыма вы можете найти тут.