Александр Забавчик родился в Минске в 1958 году и здесь же поступил в Белорусский театрально-художественный институт. Сразу после получения диплома в 87-м, он начал активно участвовать в выставках современного искусства Беларуси, России, Литвы, Франции, Германии и других европейских стран. Последующая творческая деятельность Александра высоко ценится в Европе (в частности, в Польше). С 2005 года Александр открыл уже около 20 персональных выставок, на чём не собирается останавливаться: с 25 февраля по 11 марта проходит «The Best Selection» в «Галерее ДК».
Уже с 18:00 двери художественной галереи не переставали принимать гостей: молодых людей, увлекающихся искусством, фотографов, начинающих и уже опытных художников, жаждущих насладиться работами своего коллеги по цеху. Не слишком большое помещение для такого мероприятия жадно поглощало людей, которые сначала толпились у гардероба, а после, уже с бокалом шампанского в руке, шли изучать картины. Я старался не отставать.
Казалось, человеку, далёкому от такого направления живописи, будет неинтересно наблюдать за пятнами на полотнах. Однако меня было не оторвать от стен, увешанных картинами. Линии и пятна, прекрасно сочетаясь и соединяясь воедино, создавали образы, настоящие пейзажи, практически всегда совпадающие в моём воображении с тем, о чём говорили названия: «Женщины», «Крик», «Ледник», «Метеорит» и другие. Отвлечь меня от картин смог лишь их автор.
Выловить Александра мне удалось нескоро – он практически всё время был окружён людьми, которым не терпелось поговорить с художником. А всего после нескольких минут разговора на улице в компании диктофона, стали выходить посетители для прощаний.
Описать господина Забавчика крайне сложно. В начале вечера он метался от гостя и гостю, приветствуя всех и пожимая руки, в перерывах выбегая на улицу, чтобы ответить на очередной звонок; позже, перед собравшейся вокруг толпой, он выслушал тёплые слова своих друзей и коллег, а потом, когда и его попросили что-нибудь сказать, лишь предложил всем шампанское; и, когда мы наконец оказались наедине, мне открылся настоящий художник, автор тех самых картин, за которыми я наблюдал в течение часа ранее.
– Почему вы выбрали такой жанр для своих картин?
– Всё в этом мире случайно. Но всё равно можно попытаться найти какую-то неслучайность среди всего этого беспорядка. Я бы даже сказал, что рисую в таком стиле, как «случайный реализм». Да, звучит смешно, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды.
– Откуда вы черпаете вдохновение?
– Я учился у мрамора. Он и являлся одним из моих источников вдохновения. Сейчас их, конечно, много: мокрый асфальт, облако, какое-нибудь случайное пятно – масса вещей, что угодно. Для меня главное – это формообразование естественного процесса. Я учился не живописи, а тому, как именно образуется форма.
– На этой выставке отобраны ваши лучшие работы? Вы сами их выбирали?
– Не могу сказать, что лучшие. Каждый зал диктует какие-то свои правила, чтобы его правильно организовать, нужно подобрать определённые полотна, больше всего подходящие этой галерее.
– Есть картина, которая из представленных здесь лично вам нравится больше всего?
– Да, есть. «Женщины». В ней присутствует дух времени, современности.
– Как бы вы сами оценили свои картины? Творчество в целом?
– Когда всё сделано, это уже вчера, думаешь сразу о другом. Творческий человек не может сам себя оценивать. Жизнь – это движение, и искусство можно сравнить с дорогой. Есть прямая, укатанная асфальтом. Я же выбираю между точкой А и Б не прямую. Я люблю погулять рядом, пройтись не нехоженым тропинкам, лесам, даже болотам. С годами понимаешь, что скорость не так важна, как процесс, это самое движение.
Как я уже сказал, диалог наш продолжался недолго: десять минут спустя на улицу к нам вышла организатор выставки, которая сообщила, что гости уже заждались художника. Крепкое рукопожатие,
Выставка проходит по адресу
(правое крыло бизнес центра «Виткория Олимп») до 11 марта.