Владимир Козлов — белорусско-российский писатель и режиссёр, автор более 10 книг о молодёжи периода перестройки, реалиях той жизни и различных субкультурах. На творческом вечере он представил минским поклонникам свою новую книгу «Десятка» и рассказал о недавно снятом документальном фильме «Следы на снегу», в котором задействованы многие советские рок-музыканты.
Коллапс детских иллюзий
Родился я в одном из самых неблагополучных посёлков Могилева, поэтому воспоминания с детства остались плохие. Моё юношество пришлось на последние годы СССР, когда всё деградировало, в районе доминировали пролетарии, гопники. На тот момент страшно было ходить в школу, мечтали только об одном – выжить в этом аду. Школьные годы были именно такими, какие я описываю в своих книгах, даже иногда хуже.
Прошлое в настоящем
Мои рассказы, романы – это воспоминания из прошлого, но не в банальной форме, а в переработанной, преображённой. Это не мемуары, поэтому выдумки в них тоже хватает. Публикация первой книги «Гопники» совпала с подъёмом интереса к современной российской прозе. Материал для этого сборника я собирал около 2-3 лет. Можно сказать, что я попал на волну интереса издательского и читательского, проблем с публикацией книги не возникло. Правда, это была не пуританская литература, поэтому присутствовала ненормативная лексика. Но, мне повезло, все тексты вышли практически без обработки в авторской редакции.
Когда я учился на журналиста в Америке, приходилось сталкиваться с различными слоями общества, даже с нищими. Там, в бедных районах, жизнь ещё жёстче, чем у нас в 80-х, поэтому про американских подростков особо и не писал. Впечатлений об их стиле жизни для двух рассказов мне вполне хватило, но не больше. Нужно писать про то, что ты действительно знаешь, а в Америке я пробыл не так много, как в Беларуси или в России.
Отрешённый протагонист
Практически все мои книги посвящены молодёжи периода перестройки (мои ровесники), но знак равенства между мной и героем произведения поставить нельзя. Я могу себя с ним полностью идентифицировать. Я его понимаю, он мне близок, но это не я. Если говорить о героях произведений, то их несколько: в трилогии «Гопники», «Школа», «СССР» — это парень, который отличается от того окружения, в котором вынужден находиться и должен приспосабливаться к нему. Герой «Варшавы» более близок мне: это человек, которого много лет готовили жить в одной реальности, а он попал совершенно в другую. Есть один роман, главный герой которого младше меня. Эта книга о парне, которому Нью-Йоркский приятель подарил электрогитару и предложил основать любительскую рок-группу, но в неизвестности она просуществовала недолго, ангажемент не заставил себя долго ждать.
Душевные предпочтения
Что касается моих музыкальных предпочтений, то начинал слушать музыку с советского рока, панк-рока. Уже в довольно зрелом возрасте играл в группе, но это уже в прошлом. Сейчас предпочитаю альтернативный рок, джаз, электронную музыку. Литературу люблю со школы. В детстве читал Ф. Купера, в 5-ом классе перечитал все его собрания сочинений, в 9-ом читал литературу А. Рыбакова, М. Арбатовой, М. Булгакова, В. Набокова. Булгаков мне не очень понравился, а вот романы Набокова впечатлили. Большое влияние на меня оказали Э. Ремарк, Э. Хемингуэй. Сейчас меньше времени для чтения, нежели раньше, но, если интересная книга попадается под руку, с удовольствие её читаю.
Аудитория на любителя
Моя литература ориентирована на разновозрастного потребителя. Ее читает мое поколение, которым хочется вспомнить молодость, и современная молодёжь, которой интересно знать, как жили их ровесники в СССР. Я не считаю, что книга должна обязательно иметь образовательную функцию. Но с другой стороны, в моих книгах она тоже есть, хотя бы потому, что я рассказываю о том, как в действительности жили люди в 80-е годы. Сегодня в России существует сильная пропаганда того, что СССР – великая, благополучная страна. Мои книги этому противодействую, «открывают» людям глаза на то, как это было в действительности. Иногда нужно действовать от противного.
«Следы на снегу»
Во время съёмок фильма о сибирском панк-роке «Следы на снегу» я встречался с людьми, которые раньше так или иначе были связаны с этим направлением в музыке. Это советский рок-музыкант Николай Кунцевич (псевдоним — Ник Рок-н-Ролл), музыкант-авангардист, один из основателей группы «Гражданская оборона» Константин Рябинов, и др. Если честно, фильм дался мне нелегко. Проблемы возникли не там, где я их ждал. Они начались во время монтажа. Материала получилось много (планирую написать книгу на основе собранной информации), вместить всё в один фильм было просто не возможно. Приходилось обрезать, удалять, подгонять под временные рамки. А это делалось с болью в сердце и большим нежеланием.
«Сибирский панк-рок чуждался атрибутики – косух, цепей и тому подобного. – рассказывает Роман Неумоев, герой фильма, лидер рок-группы «Инструкция по выживанию», — Нас интересовала суть этой музыки. Но был интересный случай в 1988 году, мой коллега Аркадий Кузнецов покрасил волосы в зелёный цвет, и не успел он выйти из подъезда, его тут же «отмутузили» какие-то рабочие. И так было со всеми, кто пытался выделиться. Сибирский панк-рок как явление перестал существовать в 1990 году, оказав при этом огромное влияние на молодёжь».
Обидно, что это осталось таким глубоко андеграундным явлением, о котором знают лишь единицы. Своим фильмом я хотел восполнить эти пробелы. Чтобы люди, которые плохо знакомы с этим музыкальным направлением, узнали о нём больше, прониклись его эстетикой, В фильме нет закадрового текста, он весь состоит из прямой речи участников, мелких вкраплений титров, подтверждающих контекст. Непросто было найти структуру и историю, которая смогла бы «зацепить» зрителя. Но нам это удалось.
[su_youtube_advanced url=»https://www.youtube.com/watch?v=RZG9Ry-Z8lM»]
В 2000 году Владимир Козлов переехал из Могилева в Москву. К этому времени у него уже был диплом бакалавра иняза и диплом журналиста, который он получил в Америке. В то время он писал для американского журнала «Billboard», когда их интересовал российский шоу-бизнес, и для «Hollywood Reporter» (старейший журнал киноиндустрии).
Сейчас он пишет книги (первая книга «Гопники» вышла в 2002-м году), работает внештатным журналистом для различных изданий. В 2013 дебютировал как режиссёр фильма «Десятка», премьера которого была на фестивале «Дух огня» (г. Ханты-Мансийск). Фильм получил бронзовый приз. Премьера нового документального фильма «Следы на снегу» состоялась в октябре на Варшавском международном кинофестивале. Релиз будет в России, а в прокат фильм выйдет в ноябре.