Как так получилось, что после окончания средней школы в Ростове-на-Дону вы переехали в Нью-Йорк?
Я искала возможности учиться кинорежиссуре.
Резонный вопрос: почему не ВГИК?
В то время переезд из Ростова-на-Дону в Москву был связан с не меньшим количеством сложностей, чем переезд в Нью-Йорк. Я владела английским. Поэтому отправилась искать возможности учиться за океан.
В «School of Visual Arts» в Нью-Йорке, где вы проходили обучение, на что делался упор в преподавании?
Упор делался на STORYTELLING, и как следствие — на три дисциплины — драматургия, режиссура, режиссура монтажа.
Как бы вы описали отношение преподавателей к учащимся и отношение учащихся к обучению в США? Была ли заметна разница с Ростовом?
Я не могу сравнить с обучением в российском высшем учебном заведении, так как полное высшее образование получила в Нью-Йорке. И отношения зависят скорее от человеческого фактора, нежели от культурного. Наверное, как везде — те, кто серьёзно относился к учёбе, продолжили путь в кино.
Насколько необходимо человеку кинообразование для того, чтобы войти в киноиндустрию в США и в России, по вашему мнению?
Надо знать основы выбранной вами профессии, так как изобретать велосипед глупо, а лучшие экспериментаторы всегда знают основы классического подхода. Потом, да — набивать руку.
Но где реальнее прийти в кино без образования — в США или в России? Или всё опять же зависит от конкретного человека?
В кино диплом об образовании редко спрашивают (смеётся). А на опыт ваших работ смотрят. И он котируется больше всего.
Как вы пришли к своему первому фильму «Портрет в сумерках»? Какие события предопределили его?
Мне не везло. Долго и упорно не везло — ни один продюсер не брал меня под крыло. Теперь-то я понимаю, что на самом деле мне очень круто повезло. Так как иначе я бы не узнала о своих способностях. То есть я знала, что у меня были способности режиссёра, но что ещё и продюсера — не знала.
На одном из мастер-классов Ольга Дыховичная проговорилась, что первоначально в сценарии «Портрета в сумерках» главный мужской герой был младше. Несмотря на то, что Сергей Борисов, бесспорно, справился с ролью, не думаете ли вы, что не пойди вы на компромисс, при разнице в возрасте конфликт между двумя героями был бы еще интереснее и драматичнее? Не потерял ли фильм от этого?
Фильм однозначно бы потерял от разницы в возрасте, заложенной изначально в сценарии. Так как тогда забота героини о главном герое имела бы прямую ассоциацию с материнской безусловной любовью и конфликт был бы меньше в разы. Появление героя, равного героине, сделало их сильными соперниками, и идея любви в ответ на кулак стала чище с одной стороны, а с другой более неоднозначной.
Имея в своём багаже фильм, который оказался хорошо принят на фестивалях и в среде кинокритиков, было ли проще подойти к созданию вашего второго фильма «Вэлкам Хом»?
Было тяжелее. Нет ничего сложнее второго фильма, когда первый был успешен. От тебя ждут. Ожидания высокие, и мне это так стало неприятно, что я намеренно пошла по пути обмана этих ожиданий. Я не хочу зависеть от ожиданий, поэтому я решила сделать «нефестивальный» фильм в абсолютно ином ключе. Но то, что я смогла снять первый фильм за минимум бюджета, помогло со вторым. Я стала интересна инвесторам, которые чётко понимают, что я честно «отрабатываю» вложенные средства, а не трачу их бездумно.
Вкладывая деньги в авторское кино, возможно ли извлечь финансовую выгоду, или же инвестирование в этой области остаётся в России сродни благотворительности?
Механизм реализации кино-продукции сейчас налаживается. Старые принципы работы рынка стали невозможны с развитием технологий, но ещё не появились новые. Однако заработать всегда можно, если у вас интересный фильм, снятый за небольшие деньги. В этом случае вы обречены на заработок.
Что значит фестивальный фильм? — это возвращаясь к «Вэлкам Хом».
С «Портретом в сумерках» я объездила много фестивалей и видела, каким фильмам отдаётся предпочтение отборочных комиссий. Комедии не входили в их число. И я решила делать лёгкую комедию, оставляющую зрителя в хорошем настроении. Из критиков и зрителей я выбрала второе.
Ваш международный кинофестиваль «2morrow/Завтра» существует уже более восьми лет. В чем его особенность? Что выгодно отличает «2morrow/Завтра» от Московского международного кинофестиваля?
Мы, организаторы «2morrow», относимся к событию и его контенту с большим вниманием, и для нас важна не форма, а содержание. Поэтому у нас нет красных дорожек и пафоса, но есть приятное место для встречи фильмов со зрителями. Мы не гоняемся за фестивальными хитами. Мы отдаём предпочтение фильмам, шансы увидеть которые в кинотеатрах невелики. Если бы не мы, большинство из фильмов не было бы увидено широкой публикой — и от этого болит душа. Лучшее, что может случиться на фестивале для нас, — если фильм, участвующий в той или иной программе, найдёт прокатчика или получит освещение в прессе.
Как я понимаю, зрительская аудитория фестиваля растёт. Именно зрители помогли состояться прошлому фестивалю, если я не прав — поправьте. Задавать риторический вопрос: «почему вам было отказано в госфинансировании?» я не буду, а вот почему не удаётся найти в частном порядке инвестора/спонсора — спрошу. Почему?
Со спонсорами у многих проектов сейчас не просто. Большие компании вынуждены прислушиваться к политическим веяньям и ориентироваться на них — никто не хочет рисковать. А частные пожертвования помогают каждый раз.
Я сейчас пытаюсь понять: как прийти от режиссера к организатору собственного фестиваля?
У меня так сложилась жизнь. Это случайность и не факт, что к этому нужно стремиться. Меня очень отвлекает работа над фестивалем, но я не могу не посвящать свои силы развитию «2morrow» из года в год. Когда не стало его основателя, Ивана Дыховичного, Ольга и я продолжили инициативу, которая так необходима.
Бесспорно. Творчество, организаторская деятельность и теперь — образовательная. Есть что-то, что вы не можете?
Да. И я стараюсь избегать занятий этим (смеется).
Ваша школа «2morrowFilmSchool», как я это понимаю, выросла из кинокампуса «Партизан», который проводился в рамках фестиваля. Почему вы взялись еще и за неё, несмотря на то, что работа над самим фестивалем отнимает очень много сил и времени?
Уже несколько лет я, как режиссёр и продюсер, ощущаю острую нехватку кадров (людей) в киноиндустрии. Я вижу, почему это происходит и намерена исправить ситуацию. Киноиндустрии нужна новая кровь на нашей части континента. Сейчас, когда в киноиндустрии начнётся кризис, — самое время пустить эту новую кровь.
Я наблюдаю просто огромное количество режиссеров — на эту тему даже шутят уже: ничего не умеешь — иди в режиссеры, но все эти люди чего-то ждут. Меньше всего сценаристов. Но и здесь наличие сценария не гарантирует, что им кто-то будет заниматься. С одной стороны нехватка, а с другой — стагнация людских ресурсов, которые никому, кроме, возможно, самих себя, не нужны — вот такая мысль. Я прав, или ошибаюсь?
А не надо ничего ждать. Надо обучиться у нас в школе азам и идти делать — снимать фильмы. Как я уже говорила на вебинаре — под лежачий камень вода не течёт. Можно сидеть и ныть, а можно идти и делать.
Допустим. Написали сценарий, сняли микробюджетный фильм, показали друзьям — это всё, или возможен иной исход?
А почему вы на фестивали фильм не отправляете?
А что даёт участие в кинофестивалях молодым кинематографистам?
Участие в фестивалях позволяет фильму быть замеченным. В мировом киносообществе есть такой термин «EXPOSURE» — это лучшее, что может случиться с вашим фильмом — чтобы его посмотрело большое количество человек. Фестивали предоставляют такую возможность. Как следствие — журналисты/критики могут вдохновиться вашей картиной и написать хорошую рецензию, сэйлз-агенты/ дистрибьюторы могут захотеть купить ваш фильм для проката. Фестивали — это концентрация полезных контактов, до которых не достучаться при других обстоятельствах.
Каким специальностям дистанционно смогут обучаться слушатели ваших курсов?
Сценарист, режиссёр, монтажёр, продюсер, оператор-постановщик, художник-постановщик, гримёр, художник по костюмам, кино-композитор, звукорежиссёр, кино-переводчик, ну и, конечно, фильмейкер.
На какой стадии проект киношколы 2morrowFilmSchool?
Скоро будет сайт школы. Курсы в разработке. В ближайшее время начнём объявлять на них набор (примечание: уже сейчас можно ознакомиться с некоторыми курсами 2morrowFilmSchool на странице проекта на planeta.ru). Из совсем радостного — некоторые наши курсы будут вести иностранные эксперты из Нью-Йорка и Парижа. Очень хочу, чтобы у нас получилось сделать их курсы доступными по цене — это непросто, но мы над этим работаем.
Ваше пожелание молодым кинематографистам Беларуси?
Беларусь известна своим хорошим вкусом и неожиданным талантом. Это заметно по работам дизайнеров и музыкантов. Представители этих сфер творчества делают и удивляют. Желаю кинематографистам Беларуси не отставать! Мы ждём ваших работ.
Фото: wonderzine.com, facebook.com