Студия Smartfilm продолжает проводить мастер-классы с известными режиссёрами, актёрами и кинокритиками в рамках фестиваля мобильных трейлеров. С одной из участниц встречи - режиссером-дебютантом Александрой Бутор — мы поговорили об её карьере, кумирах, выборе актёров, о недавно снятом фильме «Сладкое прощание Веры» и постоянных источниках вдохновения.
Становление режиссёром
В 1998 году я поступила в Академию искусств на специальность «Режиссура и телевидение» – это и был мой первый шаг в киноиндустрию. Будучи студенткой, я сняла документальный фильма про Геннадия Давыдько (сейчас глава Белтелерадиокомпании). Это делалось для курсовой работы, но позже я продала фильм белорусскому медиацентру. Там, кстати, удивились тому, как нам удалось «раскрутить» Давыдько. А всё очень просто — он пригласил нас в гости, а мы сняли на камеру его и родных в домашней обстановке. После окончания учёбы я пришла на рязанскую телерадиокомпанию «ОКА» (здесь начинали карьеру Денис Курьян, Дмитрий Шепелев). Поначалу снимала детские сюжеты, а потом получила заказ на создание клипа к 8 марта. Сама придумала сюжет, провела кастинг актёров, но когда начались съёмки, оказалось, что у певца Олега Акулича всего 3 свободных часа. Этого времени не хватило бы и для половины клипа, поэтому все идеи с погонями на пожарных машинах отпали. «Спасла» ситуацию девушка, которая приехала со мной на съёмочную площадку. Ей было сказано: «Беги!», и она бежала на всех кадрах: опаздывала на работу, автобус, свидание. В итоге получился интересный ролик о городской суете и спешке.
Мы перевели пьесу на киноязык и вложили в мюзикл максимум юмора и белорусского колорита.
Было необходимо как-либо зарекомендовать себя в киноиндустрии, чтобы как можно больше компаний узнали обо мне, как о режиссёре. Однажды Егор Хрусталёв заметил мои неплохие уже к тому моменту клипы и предложил взяться за проект под названием «Павлинка–NEW». Это был первый белорусский мюзикл, снятый по мотивам пьесы Янки Купалы на родине писателя в Вязынке. Роль Павлинки играла солистка группы «Топлесс» Ольга Вайнилович, возлюбленным её был Георгий Колдун (в мюзикле – Яким Сорока). В роли авантюрного плута пана Адольфа Быковского выступал резидент «Comedy Club» Евгений Булка. Мы, можно сказать, перевели пьесу на киноязык и вложили в мюзикл максимум юмора и белорусского колорита.
«Сладкое прощание веры»
Прототипом для этого фильма стала моя бабушка. Это была одинокая женщина, очень любившая моего брата (он погиб маленьким). Ещё при жизни она решила, что должна быть похоронена рядом с ним. Для этого она выкупила место на кладбище, поставила памятник рядом с памятником брата. Всё это очень впечатлило меня, и я захотела снять фильм про смертельное женское одиночество. Но, в отличие от истории с моей бабушкой, я подарила героине фильма новую жизнь – любовь. Вера — бывшая стюардесса. Всю жизнь она ждала капитана авиалайнера, который так и не решился ради нее бросить свою семью. На склоне лет она остаётся одна и решает заранее организовать собственные похороны. Агент (молодой парень) из бюро ритуальных услуг, которого она к себе пригласила, очаровывает её. Между героями вспыхивает любовь. Время, проведенное рядом с этим человеком, становится для Веры самым сладким в жизни.
Мне нравится этот контраст между смертью и жизнью, эти тонкие грани женской психологии. Съёмки фильма уже закончены, но пока картина была показана только в узком кругу кинематографистов. Премьеру планирует Беларусьфильм в 2015 году.
Кастинг актёров
Поначалу я снимала непрофессиональных актёров, любителей (друзей, родителей, знакомых). А потом стала проводить кастинги. У меня есть свои критерии выбора актёров: полное соответствовие типажу, открытый взгляд, острый ум, способность произвести впечатление (он может сказать два слова и замолчать, а его взгляд скажет за него). Утверждение о том, что все иностранные актёры стоят «бешеных» денег, не верно. У меня снимались разные люди, и, могу сказать, что литовские актёры недорогие. Есть белорусы, которые берут гораздо больше. Конечно, такие звёзды, как Мерзликин Андрей, требуют за свою работу немало, однако они идут на уступки в цене, если им нравится сценарий. Некоторые из них, как в музыке, берут много актав, у них большой диапазон ролей. Один из таких актёров – Павел Харланчук. Мне всегда интересно, что он может ещё показать на съёмочной площадке.
Любимые актёры, фильмы и режиссёры.
Мне безумно нравится американская актриса Мэрил Стрип. К примеру, в фильме «Мосты круга Мэдисон» она отлично сыграла роль матери-итальянки. А вообще, я выросла на советском кино, поэтому мне нравятся фильмы режиссёра Георгия Данелия («Мимино»). Георгий Николаевич – легенда советского, грузинского, российского кино, его творчество отличается глубокой сатирой, продуманным гротеском, тонким лиризмом. Режиссёрам стоит учиться у него. Ещё очень люблю Эльдара Рязанова и старые фильмы Никиты Михалкова.
В чем черпать вдохновение?
Ничего так сильно не вдохновляет человека, как любовь. Я постоянно в кого-то влюбляюсь. И это даёт мне огромную энергию для работы, для творчества. Ну а источником вдохновения была и есть литература. Я с удовольствием читаю Г. Маркеса, Э. Ремарка. Но мой любимый писатель – В. Короткевич. Мечтаю снять фильм по роману «Каласы пад сярпом тваім». Это величайшее белорусское произведение, чтобы его снимать, нужно быть интеллектуально, психологически наполненным. До этого надо дорасти.
Фото: relax.by, minsknews.by, страницы Александры в Facebook