На фестиваль мобильных трейлеров, который проводит компания Velcom, мы пришли одни из первых. И пока народ подтягивается, ищем хорошие для обзора и съёмки места. Галерея TUT.BY, в которой скоро начнётся мастер-класс известного российского режиссёра Константина Фама, — идеальное место для проведения таких мероприятий. Просторное помещение с несколькими отсеками, в одном из них стоит стол с угощениями и кулеры с водой, на стене висят картины с надписями “С любовью tut.by”, сделанные из семечек, крупы, кофейных бобов. В другой комнате расположен проектор и зрительный зал. На последних рядах — стулья с высокими ножками, чтобы лучше было видно выступающего, а на первых — мягкие кресло-мешки. Мы берём со стола несколько конфет и идём дожидаться спикера.
Ведущий мероприятия уже рассказывает об открывшейся студии Smartfilm: «Белорусские фильммейкеры и простые любители короткометражек могут принять участие в конкурсе, сняв интересный трейлер на смартфон. Если какая-нибудь история впечатлит режиссёра, он спродюсирует её и поможет выдвинуть на мировой кинофестиваль. План вечера таков: посмотрим два фильма известного режиссёра короткометражного кино, узнаем, как проводить питчинги, ответим на вопросы, касающиеся производства и продвижения и, наконец, окунёмся в мир бесконечного чая и печенья».
По нашим подсчётам, профессионально снимают фильмы и трейлеры около 30 % присутствующих, остальные – хотели бы этим заняться. Возможно, выступление режиссёра вдохновит их на создание мобильных трейлеров. «Чтобы научиться снимать качественное кино, нужно перестать думать, выиграете или нет, попадёте в шорт-лист или вас забанят на первом же этапе. Всё это неважно. Главное – мечта, к которой должны приближаться с каждым днём», — начинает своё выступление Константин Фам.
Родился и вырос Константин в Харьковской области в Украине. В 15 лет поступил в Днепропетровское театральное училище на отделение театра кукол, а в 16 понял, что хочет быть режиссёром. Первой своей достойной работой считает фильм «Ёжики», который делал на защиту диплома, когда заканчивал учиться в Нью-Йоркской академии киноискусства. Этот короткометражный фильм был снят без капитальных вложений, за исключением мелких затрат. «Живого ёжика – главного героя фильма – мы арендовали в зоомагазине за это, конечно, пришлось заплатить, — рассказывает режиссёр. — В центре истории — ребёнок, обменявший выигрышный лотерейный билет на Ёжика, и отец мальчика пытается всеми силами вернуть его (забрать билет, выигравший машину, а ёжика отдать обратно 6-летнему мальчишке)». Эта история получила Гран-при на кинофестивале в Сан-паулу в Бразилии и была показана в программе Short Film Corner в Каннах.
Второй своей достойной работой режиссёр считает фильм «Туфельки». На эту киноленту ушло 600 тыс. долларов, собранных благодаря питчингам, презентациям и 1,5 года работы. Снимали в Праге, Париже, Москве, Беларуси. В создании двадцатиминутного фильма приняли участие 500 человек (россияне, поляки, белорусы, чехи, французы, американцы). По маминой линии Константин еврей, поэтому тема Холокоста, геноцида близка ему, как никому другому. Он часто бывает в Беларуси (навещает родственников), а отрывки своего знаменитого короткометражного фильма снимал в Дудутках, Бресте и Минске. Фильм «Туфельки» собрал множество наград на европейских кинофестивалях, выдвинут на соискание премии Оскар в номинации Лучший Короткометражный Фильм 2013 года.
«Я долго искал хорошую историю, с которой слился бы максимально. Когда начинал работу над фильмом, был в глубочайшем профессиональном и внутреннем кризисе. У меня было непонимание, как развиваться дальше. Хотелось сделать шаг назад, отмидицировать, создать фильм не о профессиях, не о деньгах, а что-то личное, своё. Посещение Освенцима не только вдохновило меня на работу над этой картиной, но и стало одним из самых ярких впечатлений в жизни. Когда я увидел тысячи пар взрослой и детской обуви, сброшенные в одну кучу, во мне произошёл какой-то катарсис непонимания. В тот момент у меня появился образ, то, о чём я хочу говорить, — делится воспоминаниями режиссёр. — Правда, идею фильма, историю пары женских туфелек, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в братской могиле обуви концлагеря «Освенцим», придумал не я, а мой друг. К утру был готов сценарий, с которым я отправился в Европу, чтобы решить судьбу будущего фильма».
Большая часть работ над фильмом была сделана именно в Беларуси. Минчанка Марина Шалимо (мастер по изготовлению дизайнерской обуви) спроектировала две пары туфелек, и за две недели их пошили.
«Я часто слышу возгласы о том, что в Беларуси не те условия, не те деньги и прочее. Ребята, у вас есть всё, чтобы делать качественные фильмы (хорошая панорама, техника, студии), было бы желание, — делает замечание белорусским фильммейкерам Константин. — Когда мы отсняли все кадры, я понял, что это именно то, о чём мечтал в самом начале. Я буду биться за этого «ребёнка» точно так же, как бился за его рождение. Продвижение — такая же важная часть Марлезонского балета, как и его производство.
Сейчас в Америке очень популярно такое явление, как «Питчинг». Это короткое представление и продажа своей идеи. У меня всегда должна быть с собой готовая презентация, максимум визуальная, минимум вербальная. Каждый день я встречаюсь с влиятельными людьми, будь то спонсор, арт-директор или просто оператор – я всем делаю презентацию фильма. Вчера в кремле мне вручили премию «Человек года» от имени еврейских общин в России. В зале было полно людей, они слушали моё выступление с замиранием сердца, но только сейчас я понял, что допустил ошибку — не провёл питчинг. А ведь там могло быть 3-4 потенциальных спонсоров, которые помогли бы в реализации нового проекта — трилогия новелл «Альманах», — в расстроенных чувствах говорит режиссёр. В эту трилогию войдут короткометражные фильмы «Туфельки», «Брут», «Скрипка». В новелле «Брут» раскрывается история пса, хозяина которого убили фашисты, а собаку посадили на цепь, чтобы охраняла лагерь с пленными. Судьба «Скрипки» также трагична, как и предыдущих героев: еврейский рабочий смастерил себе скрипку, но после его смерти, струнный инструмент переходит из рук в руки и кочует по Европе.
Мы только что просмотрели два фильма российского режиссёра Константина Фама и впечатления остались, можно сказать, неизгладимые. Пока «приходим в себя» после увиденного, люди уже поднимают руки, чтобы задать вопросы.
Вопрос из зала: Для чего снимать короткометражное кино с такими затратами, если его потом никто кроме зрителей на фестивале не увидит?
«Туфельки» уже посмотрело около 100 тыс. зрителей. Этот фильм точно будет введён в образовательную программу в Германии. Его будут показывать во всех музеях Холокоста. Думаю, у этого фильма жизнь только начинается. Дальше мы отснимем три новеллы, и они выйдут на DVD-дисках.
Вопрос из зала: В короткометражном фильме про холокост главные герои – туфельки. В фильме нет лиц, роли актёров исполняют разные пары обуви. Такой фильм сложнее снимать, чем обычный?
Мы старались, чтобы всё, что происходит на верху, смотрелось по тому, что происходит внизу. Есть такая фраза: «Предмет в руке – это продолжение руки». Эта фраза наглядно показывает, что один предмет – продолжение другого. Историю руки можно снять и без её участия.
К концу мастер-класса появился желающий представить свой питчинг. Эта история о 10-летнем мальчике, разоблачившем вселенский заговор, в который был вовлечён его отец. Режиссёр сомневается в жизнеспособности этой идеи и предлагает представить ситуацию, в которой парень оказывается в одном лифте со Стивеном Спилбергом. Как он его заинтересует? Первым делом нужно сказать, что это детективная комедия, её референсы — фильмы «Шоу Трумана» или «Мистер и миссис Смит», аудитория – семейные пары, молодёжь. По мнению жюри, фильм с такой идеей уже снимался. Но за смелость парню подарили книгу.
Перед тем, как завершить этот вечер, Константин Фам сказал: «Сегодня не надо умирать из-за того, что ты гений. Сейчас с этим можно жить. Нужно быть профессионалами, уметь оценить свой труд и продать его. Главное правило режиссёра – говорить нет! Пока он его говорит – это его единственный инструмент, как только он сказал да, – всё закончилось».
Фото: архив Smartfilm.by