4 августа открылась выставка одного из знаковых белорусских фотографов 21 века Сергея Гудилина. Выставка объединила его работы в области стрит-фотографии, обложки газеты «Наша Нiва», а также различные мультимедийные арт-объекты. Сергей рассказал о том, каково снимать белорусов на улице, какие перспективы у белорусской фотожурналистики, почему фотограф должен снимать там, где живет, а также рассказал о своей выставке, на которую вы еще можете успеть сходить.
— Почему ваша выставка называется «KANDENSAT»?
— Это название концепции выставки. Сначала я хотел назвать выставку «Парник». Была идея построить дверь, похожую на дверь парника. Я стал развивать эту мысль и понял, что внутри парника есть особый процесс – конденсация, когда запотевают пленка, окна. Поместить здесь мои работы из самых разных сфер и жанров было своеобразной метафорой того, как процессы, происходящие в закрытом пространстве – в данном случае в Беларуси, – в виде моих фотографий, того самого конденсата, оседают на стенах и отражают все происходящие внутри явления.
— Можно ли сказать, что эта выставка объединяет ваши лучшие работы, или же снимки были подобраны сугубо по смыслу?
— Да, это далеко не все лучшие кадры. Эти фотографии подошли под концепцию. Здесь нет личных историй людей, потому что эта выставка про Беларусь в общем. Мы старались как можно дальше уйти от персонализации, от героев, здесь нет имен.
— Интересно ли белорусам смотреть на самих себя?
— Да, определенно. Но здесь есть и ряд человеческих комплексов, которых мы боимся. Когда мы смотрим в зеркало, это очень интимный процесс. Стрит-фотография – это тоже довольно интимная категория смотрения. Когда мне говорят, что фотографии не нравятся, потому что показано что-то слишком плохое, то это значит, что в них много правды.
— Что в пресс-фотографии для вас важнее: информационная часть или эстетическая?
— Смотря о какой сфере мы говорим. Есть новостная фотография, которая должна быть максимально информативной, есть истории, серии фотографий, выставочные фото, книжные. Я работаю с разными направлениями. Когда я снимаю новости, мне важен факт, персона, момент действия. Когда я снимаю свои проекты, мне уже нужна эстетика, важную роль играют погода, освещение.
— Но ведь ваши новостные снимки зачастую довольно эстетичные, эмоциональные.
— Да. Мне нравятся необычные визуальные решения, эмоции, драма. Я считаю, что любая фотография должна цеплять своей эмоциональностью, быть иногда немного вычурной в цвете, форме, дистанции. Мне всегда хочется сделать посложнее.
— Вы снимаете стрит на фотоаппарат, что само по себе бросается в глаза окружающим людям. Как вам удается оставаться незамеченным?
— В Беларуси на это реагируют достаточно просто, иногда вообще никак. В стрит-фотографии мне важна скрытность, чтобы кадр был естественным, чтобы там не было реакции на фотографа. Когда я поднимаю камеру и вижу, что человек меня замечает, ситуация меняется, и я не снимаю. Но это же город, постоянное движение, много людей. Меня можно принять за туриста. Иногда можно пойти на хитрости. Видишь героя и понимаешь, что через пять шагов получится классная «сценка», нужно уметь предугадывать такие вещи. В таком случае можно отвернуться или опустить камеру и снимать, не глядя в видоискатель, навскидку. Для этого нужно чувствовать свою камеру.
— Как вы разрешали конфликтные ситуации, если они возникали?
— Все люди реагируют по-разному. Иногда снимаешь в элитном районе, а потом за тобой гонятся и кричат: «Удали фотографии. Если они хоть где-то появятся…». Некоторые люди этого боятся почему-то. Бывают реакции сугубо положительные. Тогда я объясняю, что фотографирую город, уличную жизнь. Для меня в фотографии довольно важно, чтобы человек понимал, зачем я его снимаю, но стрит-фотографии это не касается. В идеале это должен быть незнакомый человек, фотограф не должен с ним общаться и вмешиваться.
— Снимали ли вы когда-нибудь за границей?
— Да, но мне не нравится, я не понимаю, что я там должен делать. Мне нравится снимать Беларусь. В других странах я не понимаю общества, культуры, временного отрезка, в котором эта страна живет. Я считаю, что журналист или фотограф, который не специализируется на международных отношениях, должен работать там, где живет, должен быть частью той культуры, которую снимает. Я это воспринимаю как какую-то миссию. Ведь были фантастические истории, когда фотограф всю жизнь снимал свой город, например, как Вивиен Майер, а потом эти фотографии становились классикой. Она просто любила ходить по улице с фотоаппаратом.
— В одном из интервью вы говорили, что разделяете Минск и Менск и предпочитаете снимать более аутентичные стороны города, такие, как Комаровский рынок. В то же время вы сказали, что такое явление, как улица Октябрьская, — это не совсем настоящий Минск в вашем понимании, и снимать его вам не интересно. Исходя из этого вопрос такой: не кажется ли вам, что все происходящее в городе является неотъемлемой частью его культуры и нельзя расставлять такие приоритеты?
— Я имел в виду, что Октябрьская и бары – это культура глобальная, здесь происходит то же самое, что может происходить в барах и лофтах в любой другой стране. Но это с точки зрения визуального. Понятно, что содержание будет разным. А вообще очень здорово, что у нас в городе появляется все больше таких общественных мест. Еще недавно на том месте, где мы сейчас находимся, был заброшенный завод, а теперь здесь такое креативное место, выставка моя проходит. Но это новый Минск. А называя по-двойному Минск/Менск, я имею в виду двойственность Минска как города, старого и нового. Это лишь собирательный образ, и Минск с Менскам не конфликтуют. Минск – это советское название, Менск – более старое, употреблявшееся больше в устной речи. Моя бабушка всю жизнь говорит «Менск».
— Не кажется ли вам, что белорусская фотожурналистика очень депрессивная?
— Это скорее часть нашей ментальности – мы больше грустим. Мы не веселимся просто так. Мы как нация – очень сдержанные люди, много думаем о плохом. Мне кажется, это лишь этап развития. Будут и веселые истории, просто до них нужно дорасти. Предназначение фотожурналистики постоянно меняется, не всегда нужны фотографии митингов. Иногда хочется посмотреть на личные истории. Я не знаю, почему такое не снимают. У нас есть много тем, которые вообще не освещены фотожурналистами. Например, студенчество, общаги. Но это должен снимать человек, который там живет. Потом из таких комьюнити и вырастают авторы, делают себе имя. Со мной было примерно так же, когда я снимал армию, пока служил. Меня никто не знал, и тут я внезапно выигрываю Belarus Press Photo с картинкой из армии.
— Как вы думаете, можно ли будет по вашим фотографиям спустя много лет воссоздать образ Минска начала 21 века?
— По отдельным картинкам определенно нет. Мне как фотографу нужно идти дальше, должна появиться книга, альбом. Только они смогут представить большой промежуток времени. Я к этому стремлюсь.
— То есть ваши фотографии для этого достаточно объективны?
— Фотография – это всегда субъективно. Объективна только камера видеонаблюдения.
— Способна ли фотожурналистика в Беларуси влиять на общественное мнение?
— Конечно, она влияет. Понятное дело, что не на все десять миллионов жителей. Но на определенную группу фотографии могут воздействовать. Даже в Беларуси существует много примеров того, как фотографии поднимали какую-либо острую тему, помогали решить проблему. Существует журнал «Имена», который рассказывает истории людей, которые в чем-то нуждаются, и журналистика подкрепляет рассказ об этих людях. Они собирают деньги, находят помощь. Понятное дело, что в истории мировой фотожурналистики были снимки, которые останавливали войны. Но, говоря о влиянии, всегда нужно учитывать уровень развития общества. Если это США, то там совершенно другой уровень активности общественного мнения, в Беларуси все намного хуже. У меня нет пессимистических настроений на этот счет, я не думаю, что это никому не нужно. Просто восприимчивых людей не так много, как мы думаем.
— Какая ваша любимая фотография на выставке?
— Сложно выбирать. Бывают такие фотографии, на которые было потрачено много сил, а бывают и вовсе случайные. И это хорошо, когда много случайных. Пинхасов говорит: «Шедевр – это всегда случайность». Моей любимой фотографии на выставке нет. Она стоит на заставке на моем сайте. Девушка в душе с татуировкой Погони на руке. Это очень сильный, романтичный образ. На выставке мне нравится фото с ЧМ по хоккею. Грязная, бодрая фотография про официальный мир. Если бы в Беларуси приземлились инопланетяне, мы бы их так и встречали: с военным оркестром.
Выставка «KANDENSAT» открыта для посетителей в галерее «ЦЕХ» до 28 августа, успейте посмотреть.
Вход: 5 р. (50 тыс.)
Время работы: 12-22.