Чем именно уникален «Pink Floyd»? А вы назовите еще хотя бы одну группу, которая, основав свой собственный музыкальный жанр, оставалась бы в его авангарде почти 30 лет? Я больше таких команд не знаю. И, по-моему, такое достижение не просто достойно сравнения с обратной стороной Луны — это настоящий космос.
А ведь как красиво ушли! Не просто выпустили проходную пластинку, наподобие того, каким в середине 90-ых получился «Forbidden» родоначальников хеви-метала «Black Sabbath», а добавили в свою коллекцию еще один бриллиант под названием «The Division Bell».
Хотелось бы сказать, что «Pink Floyd» вернулся, но нет — новый альбом, по словам музыкантов, должен стать прощанием великой группы. Великой, но столь же загадочной и неоднозначной. Неоднозначной еще и из-за того, что свежая пластинка «The Endless River», позиционирующая себя как полноценный альбом, включает в себя лишь одну новую тему «Louder Than Words», все остальное – материал, оставшейся от работы над альбомом «The Division Bell».
«Louder Than Words»
Диск посвящен умершему в 2008 году клавишнику группы Ричарду Райту и, за исключением «Louder Than Words», полностью инструментален. Он разбит на четыре относительно равные по времени части. Первая из которых, начинается с качественного, но не оригинального эмбиента «Things Left Unsaid». Следующая за ним «It’s What We Do» представляет собой классический «Pink Floyd» образца 90-ых, атмосферный и загадочный, однако несколько однообразный.
Во второй части диска музыка разгоняется, обретает ритм. Здесь уже хорошо прослеживается рука Дэвида Гилмора. Затяжные гитарные соло на фоне не второстепенных, но тоже очень приятных клавишных и ударных образуют очень гармоничные и объемные композиции.
Третья часть представляет собой череду коротких гитарно-клавишных зарисовок, непрерывно сменяющих друг друга, как только вам удается уловить какую-либо музыкальную фразу.
Последняя, четвертая сторона «The Endless River», начинается с мрачной, величественной «Calling» и спустя две минуты переходит к кульминации всего альбома — композиции «Surfacing». Завершается пластинка единственной песней «Louder Than Words» — грандиозной эпитафией группе.
В целом, несмотря на огромное множество обрывистых и кажущихся незаконченными отрывков композиций, пластинка выглядит целостной и, во многом благодаря клавишным, монументальной.
Надо понимать, что даже такая великая группа не смогла бы взять и воплотить в своем последнем альбоме все идеи мира сего, вложить в 60 минут все не воплощенные в свое время мысли, но сделать поклонникам приятно можно всегда. И, чтобы там не говорили злые языки, а музыкантам это удалось. У них получилось донести до слушателя лебединую песню Ричарда Райта, получилось передать атмосферу тех уже далеких выступлений тура 94 года, получилось, наконец, сделать альбом, который станет прекрасным эпилогом группы. А сейчас Гилмору и Мейсу остается только выполнить свое обещание и красиво окончить музыкальное путешествие, без всяких там вдруг возникших из ниоткуда трижды прощальных туров.