Если предыдущий альбом Para Bellvm «Веди меня через ночь» был грустным, подводящим определенные жизненные итоги высказыванием, то новый «Мы не любим» выглядит уже откровенно апокалиптическим. Начинаясь с заглавной композиции «Друг», обличающей взгляды уверенных в своей богоизбранности фанатиков и экстремистов, и далее на всем протяжении пластинки ощущается мрачная отчужденность, словно видишь перед собой изломанного, пережившего личный конец человека. Этот холодок сквозит в обманчиво-танцевальной «Здесь и сейчас», продолжая леденить слушателя и дальше, достигая пика безнадежности в «На заре» и «Руинах» — последняя выглядит настоящим реквиемом несбывшимся надеждам.
«Друг»
Огромную роль здесь играет еще и язык, на котором лидер группы Леонид Новиков разговаривает с аудиторией – его поэтический мир, созданный на основе классических образов Серебряного века, разительно констатирует с откровенно приземленными текстами многих современных рок-коллективов. Надрыв Para Bellvm – это не картинная истерия Глеба Самойлова с его The Matrixx, когда вокал местами переходит в сплошной неврастенический вопль, это скорее тяжелый вздох безысходности на последних альбомах. Здесь тоска не выставляется напоказ, но прячется в самых темных углах, чтобы в финале выплеснуться оттуда мощным потоком.
Раз уж начались параллели с творчеством Самойловых, следует отметить, что свой «Опиум», под завязку набитый хитами, Para Bellvm уже записали – «Книга Царств» до сих пор пользуется огромной популярностью на концертах. Что же касается «Мы не любим», то его вообще не хочется с чем бы то ни было ассоциировать, настолько работа вышла зрелой и самодостаточной. Нельзя не отметить и меняющийся на всем протяжении альбома звук, скачущий, словно кардиограмма страдающего нарушением сердечного ритма, – от жестких, низких частот на «Друге» до местами фолковой «Царь-девицы».
«Царь-девица»
Кажется, будто музыкантов что-то качает из стороны в сторону, не давая им определиться с окончательным выбором стиля. Парадоксально, но это не мешает пластинке выглядеть абсолютно цельной. В конце концов, от формы подачи смысл и эмоции никак не меняются, а Новиков достаточно сильный профессионал, чтобы знать эту аксиому. Другое дело, что в некоторых моментах за лидера группы становится по-настоящему страшно – в той же изломанной «Ярмарке» или вышеупомянутых монументальных «Руинах», выносящих приговор всем «бумажным героям» нашего поколения со сквозящими между строчками безумной горечью и отчаянием. Что ж, жанр «дарк-рок» обязывает, без тоски и печали здесь никуда. Главное, чтобы саморазрушение не достигло критической точки.