Этот мультсериал был сделан в США и начал выходить на телеканале MTV еще в те времена, когда там форсили Радиохед, а не Бритни Спирс — в 1997. Первое поколение зрителей, рожденное, как и Дарья, где-то на стыке семидесятых и восьмидесятых, писалось кипятком от злой социальной критики от лица подростка и вопиющего реализма происходящего и требовало еще. Сериал даже по нынешним меркам долго оставался на гребне волны: выходил до 2002 года и за эти пять сезонов демонстрировал жизнь главных героинь Дарьи и Джейн от беззаботного нигилизма в старших классах до экзистенциальных погружений на самое днище себя перед поступлением в колледж. И, как показывает заслуженная восьмерка на Кинопоиске, сюжет не потерял актуальности и сейчас.
Серии длятся по двадцать минут, сюжет каждой вполне самостоятельный, так что за вечер вполне можно «закинуться» десятком историй одна другой лучше: от бессмысленных благотворительных проектов и школьных конфликтов за справедливость до проблем с самоопределением и неготовностью к сексуальной жизни. Эффект от «Дарьи» сравним с эффектом от наркотиков: сначала кричишь, что это что-то необыкновенное и крутое, хочешь еще и еще этих шуток, но потом неизбежно приходит момент (особенно если досмотреть до третьего-четвертого сезона), когда ты оглядываешься вокруг и понимаешь, что отвергаешь окружающий мир и видишь в нем самые гадкие проявления людской глупости. Это проходит за пару дней, но за время депрессивной ненависти можно успеть написать пару статей на Лурк или начать курить.
«Дарья» — это сериал про «всё плохо». Вокруг одни дураки, школа — кафкиански бессмысленный бюрократический институт, учителям плевать на то, чему они тебя научат, все любят красивых, а не умных, друзья не останутся с тобой навсегда, родителям плевать на твой внутренний мир, массовая культура гниёт, колледж не даст тебе ничего, доверия и любви не существует, один ты в белом пальто стоишь красивый и используешь сарказм и иронию.
Хотя на самом деле «Дарья» не про это. «Дарья» проводит зрителя по безысходным тропам ненависти к себе и окружающим, чтобы в конце концов утереть с его лица слезы отчаяния и показать, что самый умный — не всегда самый лучший, что дураки порой могут тебя чему-то научить, что учителя — это выросшие школьники, что друзья меняются так же, как и ты сам, что родители все равно рядом и что любовь — вещь переоцененная. И набрасывает на плечи уже потрепанное, но все еще белое пальто. Это же «Дарья».
Если вы все еще не уверены, что этот единственный в своем роде продукт западного масскульта подарит вам много приятных ощущений, то вот еще пять причин начать смотреть «Дарью» уже сегодня вечером.
Во-первых, Дарья
Ей 17, она была в круглых очках еще до того, как Гарри Поттер стал популярным, и она одевается не по моде не потому, что круг ее интересов составляет классическая литература, а потому, что она презирает моду как социальный институт. Циник, мизантроп, зануда, рационалистка и отличница по причине наличия мозга. И если вам кажется, что создатели приукрасили героиню, чтобы облегчить ее существование в сюжете, знайте: каждый следующий балл IQ только усложняет ей жизнь, потому что там, где другие просто действуют по правилам, она зрит в корень и видит фатальные неполадки во всей системе. Собственно, сериал построен скорей не на конфликте гениальной Дарьи с окружающей реальностью, а на ее конфликте с самой собой: сложно выдерживать идейную линию вечного отрицания, когда тебя то и дело задевают плечом искушения подстроиться под общество и получить немного всеобщей любви: то за счет контактных линз взамен очков, то из-за соблазна начать с кем-то встречаться. Дарья — ваш тотемный зверь, даже если вы никогда не носили очки и тяжелые черные ботинки, потому что с ее проблемами неизбежно сталкивался каждый.
Во-вторых, Джейн
Джейн — единственная близкая подруга Дарьи и заодно источник как лулзов, так неизбежных будущих проблем: стоя на одном с Дарьей уровне «элитарности», она слушает Тома Йорка, носит красный пиджак, занимается современным искусством, не пытается повысить оценки по математике и в целом гораздо легче взаимодействует с окружающими (немудрено начать относиться ко всему философски, когда твои родители хиппи и приезжают покормить вас с братом раз в полгода). Она, как и Дарья, любит черный юмор, троллинг и пиццу, и в целом они составляют странный, но объяснимый тандем: Джейн от Дарьи получает интеллектуальный рост, Дарья от Джейн — социальные навыки и присутствие ее брата Трента (явления во многом взаимосвязанные). Их дружба хороша именно тем, что они не становятся навсегда, как Чип и Дейл, половинками единого целого, а остаются самостоятельными личностями — вступающими в конфликты и одновременно взаимозависимыми.
В-третьих, Квинн
Младшая сестра Дарьи, с первой серии подающая надежды на превращение в ходячий символ того, кем делает девочек культура потребления. С лицевой стороны они с Дарьей противоположны: Квинн успешная, красивая, вертит кучей влюбленных в нее парней, разбирается в моде, игнорирует образование, ведет себя инфантильно и эгоистично, конкурирует с подружками за право быть королевой бала и в связи с этим является постоянным объектом троллинга со стороны Дарьи. Квинн — еще один повод смотреть сериал, потому что она, будучи воплощением всего, что одновременно любит и ненавидит в девушках худшая часть массовой культуры, не остается калькой с типажа тупой красотки и тоже растет и демонстрирует, что имеет не меньшую человеческую ценность, чем Дарья.
В-четвертых, взрослые
Их в сюжете много: родители Дарьи и Квинн, бывшие хиппи, ставшие типичными узниками офисов и нервных срывов; семья Джейн, состоящая из ветреных людей, которые не могут жить вместе дольше трех суток; богатые родители других героев — чрезмерно балующие детей, как у черлидерши Бритни, или требующие с них сверх меры, как у пленницы общественной работы Джоди; преподаватели: помешанная на деньгах директриса школы, наивный и мягкий учитель литературы, ненавидящий детей и свою работу историк, физичка-мужененавистница и многие другие. Все они в общем создают впечатление кромешного ада, который начинается в твоей жизни после 30, и одновременно развеивают его, если следить за ними достаточно долго: везде выплывают истории из молодости, конфликты, незакрытые гештальты и желание хоть как-то почувствовать себя в своей тарелке. Взрослые в сериале не антагонисты, а скорей множественная демонстрация того, что в будущем происходит с теми, кто слишком многого ожидал от себя и окружающих. В некотором роде они работают отличным предостережением.
И, в-пятых, парни
В-пятых — потому что создатели избавились от стереотипа о том, что фильм или сериал с главной героиней-девушкой делает главным конфликт с ее личной жизнью, а не другими человеческими проблемами. Парней в сериале хватает: это и упомянутый любитель теплого лампового звука Трент, брат Джейн, напоминающий наркомана, и умный парень из высшего общества Том Слоун, который отчасти олицетворяет нечто среднее между главными героинями, и неглупый капитан футбольной команды Мак, и откровенно глуповатый спортсмен Кевин, и бесконечные поклонники Квинн, и карикатурный пикапер Чарльз «Тошнотик». Главное при этом то, что ни на одном из них не зацикливается сюжет, даже если Дарья и Джейн влюбляются, и ни один из них не создает впечатления принца или пресловутой второй половинки. «Дарья» как бы намекает на то, что важность отношений и поиска «того единственного» сильно переоценили, а счастье человек обретает вовсе не от возможности ходить на свидания. Аминь.
И, ради Бога, смотрите с субтитрами. Гнусавый перевод русского отдела MTV — это нечто совершенно иное.