В подборке не будет белорусских групп – в синеокой в последнее время с этим направлением совсем беда, не ссылаться же в очередной раз на панк-ветеранов «Нейро Дюбель» и недавно распавшихся Ляписов, после ухода Михалка еще никак толком о себе не заявивших. Конечно, есть минская «Петля пристрастия», вполне успешно дающая клубные концерты, никуда не делась и ##### (5 диез), изначально базировавшаяся в Витебске, но затем перебравшаяся в Россию. Возрожденные «Красные Звезды» также радуют слушателей новым материалом. Кроме них существует множество других, несомненно, талантливых и перспективных команд, да вот беда – из них никак не складывается общая картина. Возможно, ответ кроется в том простом и невеселом факте, что альтернативная сцена в Беларуси фактически мертва, и начинающим музыкантам элементарно негде показать себя. Практически не существует подходящих для выступлений клубов и средств информации, освещающих события данной музыкальной прослойки.
В Беларуси, судя по всему, просто не возник этот маргинальный фронт, не появилось на свет достаточного количества одаренных творцов, способных вписать свое имя в хронику восточноевропейского андеграунда. Именно поэтому до сих пор бытует мнение, что наша рок-музыка – это то, что играют ДДТ, Алиса или Аквариум (вне всякого сомнения, достойные коллективы, которые автор очень уважает, но уже давно не слушает). А между тем за двадцать лет появилась целая формация, создающая музыку по новым, ушедшим далеко вперед либо изобретенным с нуля канонам, порой приводящим в оторопь и заставляющим внимательнее прислушиваться к композициям этих команд. Об этих самых бойцах андеграунда, молодой крови, ниже и пойдет речь.
«Чертово Колесо Инженера Ферриса»
В Питере уже много лет подряд зажигает «Чертово Колесо Инженера Ферриса» — коллектив, под песни которого нужно заниматься любовью, пить абсент и танцевать сутки напролет в свете раскаленных добела софитов. Это дикая смесь из электроклэша, диско-панка и электронной музыки с ритмичной основой, заставляющая меломанов отплясывать под тексты о веселом проходимце-Дьяволе, Джонни-Вуду и жизни ночного города, где творятся мрачные чудеса. Все это восхитительное безобразие можно было бы назвать «оптимистичной готикой», если бы такой жанр существовал в природе. Но поскольку «Чертово Колесо», похоже, единственное пока в своем роде, их эклектичность с трудом поддается определению. Если когда-нибудь задумают устроить вечеринку, посвященную концу света, думаю, ЧКИФ непременно станет ее хэдлайнером. Кстати, совсем скоро у группы выходит альбом «Дом, который построил JERK» — еще один повод добавить ее в свой плеер.
«Нам нравится жить»
ГЕВАЛ
Москвовские индустриальщики ГЕВАЛ в особых представлениях не нуждаются — все любители альтернативной металлической сцены у нас наверняка видели их клип «Третий Рим», полный сурового имперского величия. Парни эти достаточно серьезные, их музыка не располагает к унынию и меланхолии – все четко, жестко, без соплей и сантиментов. Маршевая основа многих композиций словно специально писалась для того, чтобы под нее чеканила шаг наша победоносная армия, а вышеупомянутый «Третий Рим» вообще следует в обязательном порядке включать на призывных пунктах. Лирика достаточно интересная и незаезженная: не привычная для жанра бесцельная агрессия, а рассуждения о природе человека с изрядной долей религиозной мистики. В общем, если хотите зарядиться воинственной энергетикой – ГЕВАЛ к
«Икар»
«ГештальТ»
Декаденты «ГештальТ» из стольного Екатеринбурга в прошлом году отметились саундтреком к мистическому фильму «Река». Наследники традиций легендарной «Агаты Кристи», пишущие о любви, войне и туманных миражах пограничных состояний, когда можно увидеть и небо в алмазах, и свет в конце последнего туннеля. Частые гости на различных фестивалях, «ГештальТ» не сидят без дела и в этом году обещают порадовать поклонников новым альбомом «NOIR», наверняка соответствующим духу жанра, давшего ему свое название. Настрой команды, несмотря на увлечение декадансом, не переходит в депрессивно-суицидальный. Музыка достаточно легкая и ненавязчивая, не перегруженная сомнительными экспериментами. Энергичный пост-панк – то, что доктор прописал.
«Алые паруса»
«Капитан ненавидит море»
Череповецкие самородки с заковыристым названием «Капитан ненавидит море», наверное, будут самыми мрачными представителями этой подборки. Готика отечественного розлива здесь смешалась со звуковыми опытами и элементами нойза, когда глухие скребущие шумы из сердца загнивающей промзоны оттеняют безнадежную лирику рабочих будней войны, где все совсем не так, как в помпезно-патриотическом кино. На дебютном альбоме «Сердце Родины», особенно в композиции «Похоронки», слышится глухой сорванный голос всех безымянных героев, упавших в истоптанную сапогами грязь и уже не сумевших поднять лицо к небу. Тема войны, актуальная для наших стран уже не первое поколение, здесь раскрывается богатой палитрой, когда усталый вокал Эдуарда Шарова словно из-за границы потустороннего фронта говорит о том великом и страшном, что творилось на этой земле в середине двадцатого столетия. Чем-то «Капитаны» напоминают Majdanek Waltz, еще одних известных представителей темной сцены, только с уклоном из дарквэйва в индастриал.
«Похоронки»
Михаил Елизаров
Неистовый Михаил Елизаров, временно (хочется верить) переквалифицировавшийся из писателя в панк-барда, выдал на суд почтенной публики новый сборник песен «Жалобная книга». Кто знает, о чем поет Елизаров, тот понимает, чего стоит ожидать, остальным же все-таки лучше начать знакомство с его творчеством с ранних альбомов – тогда автор больше внимания уделял драйву, да и самоповторами не грешил. Впрочем, любая тема рано или поздно исчерпывает себя, так что не будем предвзяты. А темы у Елизарова злые, зачастую остросоциальные, оформленные в виде развернутых рассказов (или даже притч – кому как больше нравится) под скупые гитарные аранжировки. Несмотря на обильное использование обсценной лексики, отторжения песни не вызывают – как-никак, автор дипломированный филолог и умеет подать даже откровенную пошлость так, чтобы она смотрелась уместно. Между прочим, Елизаров один из немногих представителей андеграунда, обладающий грамотным, хорошо поставленным вокалом, поскольку в свое время собирался стать оперным певцом.
«Оркская»
PLOHO
Сибиряки из группы PLOHO тоже не строят из себя оптимистов: песни, исполненные замогильным речитативом, уводят в холодную вселенную замерзших городов, окутанных мрачными тенями высоток и черных подворотен, где невозможно чувствовать себя в безопасности. Звук здесь стоит на первом месте, местами он даже перекрывает вокал, отдаваясь в ушах морозным эхом необъятных мертвых пространств. Качество записи оставляет желать лучшего, что, впрочем, не редкость, а скорее норма для андеграунда. Экзистенция, пороговые состояния, социальная неустроенность лирического героя – все это можно найти и у других сибирских команд, давно уже сформировавших свое собственное направление в отечественной рок-музыке. Вдохновленная непричесанной эстетикой 90-ых, PLOHO создала свой узнаваемый саунд, цепляющий пусть и не с первых аккордов, но постепенно западающий в душу во время прослушивания.
«Новостройки»
«Сруб»
О новосибирской команде «Сруб», одном из главных открытий прошлого года, можно говорить очень долго, но вместо этого я приведу здесь строки из их пресс-релиза: «Гибельные травы, которые срезают ночами черти обломками челюстей мёртвых лис, дымка над болотами, страх от прикосновения кого-то к плечу на пустой дороге через предрассветное поле, чащи, буреломы, папоротники, колючая и мокрая хвоя прямо в лицо. И смех без источника. Всё это здесь». Хтонический, мрачный, языческий – все эти эпитеты идеально подходят для описания новосибирского проекта. Олдскульный постпанк с песнями-заговорами, песнями-плачами, песнями-заклинаниями, демонстрирующими изнанку славянского бытия, уходящими корнями во тьму веков, к той безымянной жуткой купели, из которой вышло человечество, – подобного до сих пор никто не создавал и не создаст еще долгое время. «Сруб» неповторимы и тем интересны. На данный момент у группы вышел одноименный альбом и несколько синглов, с которыми рекомендуется ознакомиться всем любителям необычной музыки.
«До горизонта земли»
para bellvm
И закрывает сегодняшнюю подборку группа из «para bellvm» – ветераны альтернативного фронта, одними из первых начавшие формировать темную сцену в России. В данный момент команда отбросила всякие рамки, накладываемые жанром, и играет дарк-рок – определение, выбранное лидером и основателем коллектива Леонидом Новиковым в том числе за его туманность, дабы не впихивать себя в определенный канон. В свое время, кстати, именно Новиков организовывал первые готические фестивали в стране, где могли выступить молодые, неизвестные ранее группы, вдохновленные Cure, Bauhaus и прочими депрессивными представителями направления, отлично прижившегося в странах бывшего соцлагеря. «para bellvm» имеет в своем активе пять альбомов и несколько синглов, а в ближайшем будущем выйдет еще один под названием «Здесь и сейчас».