Начало 19-го века, Дикий Запад. Проводник Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо), серьезно пострадавший от гризли, становится для отряда охотников настоящей обузой, хотя изначально должен был обеспечить безопасную дорогу по неизведанной территории. Товарищ по команде, Джон Фицджеральд (Том Харди), оставленный капитаном ухаживать за раненым, убивает сына Гласса и оставляет его самого умирать в одиночестве. Но Гласс не сдается до последнего. С ужасными увечьями, нанесенными медведем, он пытается выжить в суровых погодных условиях, окруженный враждебными индейскими племенами, а движет им только желание отомстить.
Перед всей съемочной группой стала сложнейшая задача – сделать серьезный, тяжелый фильм увлекательным и держащим интригу до самого финала. За почти три часа хронометража лишь самые впечатлительные могли остаться недовольными – и то лишь жестокостью, показанной на экране. Многие критики отметили, что люди уходили с сеанса во время сцены с медведем, который практически убивает главного героя, некоторые даже умудрились назвать этот эпизод «изнасилованием». Иньярриту даже отреагировал на такое заявление:
О Боже мой, это же отличная идея — почему я не снял это «изнасилование», которое стало бы одной из самых запоминающихся сцен? Я думаю, что она стала бы яркой. Почему я не подумал об этом?
Большинству зрителей сюжет может показаться вполне типичным для вестерна. Однако было бы глупо ожидать от Иньярриту банальной истории мести, которой «Выживший» ни разу не является. Режиссер и Марк Л. Смит, с которым Иньярриту писал сценарий, поднимают множество тем. Подтекстов, которые содержит в себе картина, не сосчитать: здесь и место человека в природе, и его отношение к Богу, и борьба с самим собой, и даже расизм, который привел к геноциду индейцев Северной Америки. Без рассуждений о необходимости и смысле мести, конечно, не обошлось – ведь «Выживший» в первую очередь именно о ней. Кроме того, как и во многих фильмах Иньярриту, здесь присутствуют и философские зарисовки. Если некоторые из них очевидны, как, например, сцена, в которой ДиКаприо воображает, что палка в его руках – это ружье, из которого он стреляет в оленя, то для разгадки других нужно еще время, а лучше – второй, более внимательный просмотр на большом экране.
Всей съемочной команде пришлось преодолеть множество трудностей во время создания «Выжившего»: Иньярриту и оператор Эммануэль Любецки решили снимать свою вторую совместную работу в строгой хронологической последовательности и при естественном освещении, не используя никаких зеленых экранов. Это стало причиной множества проблем во время съемок: в первую очередь, сильное отставание по графику, так как из-за быстрого наступления темноты в зимний период возможно было снимать всего по несколько часов в день; поломка техники из-за морозов, когда температура достигала минус 40 градусов; а также большая текучка кадров из-за суровых условий и требовательности самого режиссера – многие люди, принимавшие участие в создании «Выжившего», просто не выдерживали и уходили сами, либо их увольняли.
Однако полное погружение в мир, который Иньярриту и Любецки пытались воссоздать в своем фильме, все же дало свои плоды: каждый актер выложился по полной, начиная от исполнителя главной роли и заканчивая всей массовкой, которая присутствует в кадре. Конечно же, больше всего пришлось пострадать Леонардо ДиКаприо, который отдался своему ремеслу полностью. Актеру довелось и плавать в ледяной воде и есть сырое мясо – реакция Лео во время этих сцен неподдельная. Однако, как мне кажется, главной задачей для актера было именно показать все чувства и эмоции, которые испытывал его персонаж, ведь по сценарию Хью Гласс произносит крайне мало реплик, и на то есть свои причины. ДиКаприо было необходимо прочувствовать все то, что пережил его герой, чтобы заставить зрителя по другую сторону экрана верить происходящему и сопереживать. Простым чтением текста здесь было не обойтись, а для подобного нужен подлинный талант – и ДиКаприо в очередной раз доказывает, что он у него есть.
Сценарий не забывает и про других персонажей, которых в фильме присутствует довольно немалое количество. Как и говорилось выше, на экране блистают все, поэтому стоит отдельно упомянуть второй план «Выжившего». Если от Донала Глисона и Уилла Пултера до просмотра фильма не знаешь, чего ожидать, то в Томе Харди давно все разглядели отличного актера. Возможно, он играет для себя вполне типичную роль, однако его образ все равно яркий и запоминающийся, и делают его таковым не только поступки, но и колкие диалоги, которые переполненные эмоциями. Чего стоит одна только сцена, в которой его Фицджеральд рассказывает о своем отношении к Богу. Не поверить в то, что он при встрече со Всевышним именно плюнул бы тому в лицо, невозможно.
Если насчет ДиКаприо и вручения ему «Оскара» все еще очень туманно (в прочем, это касается и остальных актеров фильма из-за довольно большой конкуренции в этом году), то никаких сомнений нет, что Эммануэль Любецки возьмет свою третью статуэтку. Стоит признать, что почти три часа хронометража – слишком даже для самых закаленных киноманов, однако камера, которой руководит Эммануэль, выдает такую потрясающую и завораживающую картинку, что порой забываешь даже моргать, когда на протяжении нескольких минут в кадре ничего не происходит. Что уж говорить об экшн-сценах, которых, к слову, в фильме предостаточно – даже самые простые и ничем не примечательные схватки сняты так, что в кресле кинозала можно было словить сердечный приступ от напряжения, которого добились не только актеры и режиссер, но и сам Любецки. Лично мне до сих пор сложно побороть желание вновь сходить в кино, чтобы еще раз увидеть снятую им историю.