Моё знакомство с творчеством Алехандро Гонсалеса Иньярриту произошло ещё в детстве, когда только вышла картина «Сука-любовь» —жестокая драма, в которой уже тогда начинающий режиссёр экспериментировал с подачей истории на экране: в фильме присутствовали три новеллы, переплетавшиеся в одном ключевом моменте и заставлявшие зрителей содрогнуться от неожиданного поворота событий. Первую картину Иньярриту я помню по сей день, поэтому мне было сложно осознать, что этот же человек смог сотворить нечто похожее на «Бёрдмэна»: трагикомедия в чистом виде, где юмор и самоирония с малой периодичностью покалывают зрителя (в предыдущих фильмах режиссёра практически нельзя было найти место смеху), снятая единым кадром (хотя любовь к новаторству в киноискусстве у Иньярриту не отнять – вернуться к той же «Сука-любовь», упомянутой выше) и с невероятной лёгкостью подачи, при этом не приуменьшая серьёзность затронутой темы.
Ригган Томпсон (Майкл Китон) – американский актёр, сыгравший 20 лет назад супер-героя Бёрдмэна, который принёс ему небывалый успех. Сейчас, переживая нечто вроде забвения, он вновь собирается заявить о себе, дабы вернуть былую славу и доказать всем, что он настоящий драматический актёр, а не просто «голливудский клоун в костюме птицы». Достичь цели Томпсон собирается при помощи постановки пьесы на Бродвее по рассказу Карвера Раймонда «О чём мы говорим, когда говорим о любви». При этом Ригган является не только исполнителем главной роли, но одновременно и сценаристом и режиссёром. Конечно, даётся всё это дело не легко, и во время подготовки к выступлению то и дело приходится уделять внимание своей беременной подружке (Андреа Райзборо), пытаться наладить контакт с дочерью-наркоманкой (Эмма Стоун) и справляться с актёром-выскочкой (Эдвард Нортон), который может быть по-настоящему искренним только на сцене – даже эрекция для него возможна лишь во время «игры». Да и самого Ригана всё время преследует альтер-эго — Человек-птица, убеждающий нашего героя в собственном величии.
Возможно, кому-то подобный сюжет покажется недостаточно оригинальным для того, чтобы все поголовно называли «Бёрдмэн» шедевром (после просмотра сразу приходит на ум «Чёрный лебедь», хоть и совершенно отличающийся по стилю подачи). Однако главная особенность не в нём.
Эммануэль Любецки метит на второй Оскар за свою операторскую работу
Во-первых, конечно, нужно сказать об абсолютно идеальной технической составляющей фильма. Главное достоинство «Бёрдмэна» в его сценарии и операторе: камера на протяжении всего фильма беспрерывно следует за персонажами, кружа вокруг них на театральной сцене, в узких коридорах и на улицах бесконечно красивого Нью-Йорка. Подобный метод съёмки, конечно, уже применялся в кино, однако в основном продолжительность таких сцен не превышала пяти минут, встречаясь один раз за фильм, да и были они всегда затянуты и просто неинтересны. Здесь же без склеек (по крайней мере, без заметных) снят весь фильм, благодаря чему появляется эффект максимального присутствия в истории, показываемой на экране, а динамичность действия не прерывается ни на секунду. Заметно невооружённым глазом, как Эммануэль Любецки метит на второй Оскар за свою операторскую работу. Лично я не переставал получать эстетическое удовольствие на протяжении всех двух часов хронометража.
Второе достоинство – актёрский состав. Блистают абсолютно все. Майкл Китон выигрывает не только самоиронией, как кажется после первых минут фильма, ему веришь и сопереживаешь независимо от того, можете ли вы спроецировать на себя ситуацию, в которой оказывается его герой. У Эдварда Нортона это и вовсе лучшая роль за последнее десятилетие, которой он отдаётся полностью: экспрессивный, безответственный и одержимый своей работой — образ, подходящий ему, как никому другому. Также приятно удивляет и Эмма Стоун. Она никогда ранее не была мне симпатична (как актриса — в первую очередь), но здесь вдруг преображается в по-настоящему живое создание, а не простую куклу для спасения от плохих парней.
Все роли были написаны будто бы специально для каждого из актёров.
Кроме того, есть ещё одна важная деталь в составе. Все роли были написаны будто бы специально для каждого из них: Китона, как и его героя, преследует слава актёра, когда-то сыгравшего супер-героя; Нортон, как известно, жуткий перфекционист и любитель править сценарии в фильмах, в которых снимается; Уоттс своей героиней показывает себя в начале карьеры. Для полного комплекта не хватает сведений об отношении Стоун со своими родителями – вдруг окажется, что она, как и её персонаж, была не самой образцовой дочерью.
Третье, о чём нужно обязательно сказать – музыкальное сопровождение. Невозможно было бы удачнее отразить нарастающее напряжение перед очередной порцией абсурда, которая вот-вот должна произойти перед зрителем, чем великолепным соло Антонио Санчеса на ударных, не раз мелькающим в кадре со всей своей барабанной установкой. Ещё один композитор, чей саундтрек сразу пополняет мой личный плейлист. Санчес если и не главный претендент на Оскар в этом году, то, как минимум, достойный конкурент в своей номинации.