• Новости
  • Афиша
  • Авторы

IRL.BY

  • Искусство
    • Кино
    • Литература
    • Музыка
    • Фотографии
    • Игры
  • Репортаж
  • Люди
  • Колонки
  • Книжная полка
Главная Искусство Кино Робинзон Крузо 21 века

Робинзон Крузо 21 века

На прошлой неделе стартовал в прокате фильм Ридли Скотта «Марсианин» — долгожданный космический блокбастер с Мэттом Дэймоном в главной роли. Редакция IRL.BY посетила премьеру фильма (билеты на которую, к слову, мы разыгрывали в нашей группе ВКонтакте) и готова рассказать обо всех плюсах и минусах картины.

Команда астронавтов, выполнявших миссию «Арес III» на Марсе, вынуждена срочно покинуть планету из-за песчаной бури. После несчастного случая в ходе эвакуации Марк Уотни, один из членов команды, считается погибшим, и сотрудники миссии улетают на космическую станцию без него. Уотни остается на безжизненной планете один, а в качестве помощников для выживания в его запасах лишь нечеловеческая сила духа и функционирующий жилой модуль, хоть и без связи с Землей.

Сейчас пошла мода на фильмы космической тематики, и в год выходит минимум одна подобная картина: какая-то делает акцент на психологии главных героев, оказавшихся в необычных экстремальных ситуациях («Гравитация»), другая граничит между теориями и невероятной фантазией сценаристов («Интерстеллар»). С «Марсианином» дела обстоят намного проще – он нечто среднее между реалистичной драмой и фантастическим блокбастером. Причем от каждого взято совсем по чуть-чуть. Единственной «изюминкой» является то, что в основе сюжета «Марсианина» лежит история Робинзона Крузо. И, видимо, для создателей этого было вполне достаточно, раз уж методы адаптации под космическую тематику оказались не так важны. Например, песчаная буря, которая и стала ключевым моментом в завязке сюжета, не могла быть такой силы, ведь давление на Марсе намного ниже земного, из-за чего даже самый сильный шторм на этой планете разве что испортил бы прическу главному герою (и то вряд ли – скафандр бы этого не допустил).

«Марсианин» – нечто среднее между реалистичной драмой и фантастическим блокбастером. Причем от каждого взято совсем по чуть-чуть.

«Марсианин» был очень хорошо прорекламирован задолго до премьеры. Кроме множества вирусных роликов, можно отметить и ярких актеров, засветившихся во многих кассовых и просто известных фильмах, и громкое имя режиссера – хотя из-за сухости и стерильности повествования роли большой не играет, кто именно сидит в режиссерском кресле. Завязка сюжета известна уже давно, и практически каждый кинолюбитель ожидал от «Марсианина» какой-то сложной психологической драмы, чему рассказанная история очень способствовала. Но по итогу сцен, во время которых действительно переживаешь за судьбу астронавта Уотни, ровно две – в начале и под самый конец. Остальные два с половиной часа хронометража отдаются под не самые интересные уроки по ботанике и выживанию в экстренных условиях на Марсе, а также под наблюдение за работой NASA «изнутри».

Есть достаточно поводов для придирок к сюжету. Как минимум, стоит сказать о том, как стремительно развивается действие: буквально спустя несколько часов после происшествия главный герой приходит в себя и берет ситуацию под контроль, начинает использовать все возможности, чтобы выжить (а это у него получается без особых трудностей) и находит способ послать сообщение NASA. В какой-то момент, конечно, все идет не по плану, но, несмотря на эти препятствия, астронавт выпутывается из них как ни в чем не бывало. Это и становится формулой сюжета: герою то везет, то не везет. В конце, естественно, уровень везения удивительным образом зашкаливает – что вполне логично, ведь в противном случае фильм был бы лишен смысла.

Учитывая все вышеперечисленное, остается довольствоваться лишь двумя вещами: Мэттом Дэймоном (и всем остальным актерским кастом – он без преувеличения хорош), который исполняет роль марсианского Беара Грилза, и волшебными пейзажами Марса.

p2263538740

Довольно спорно заявление, что это лучшая роль Дэймона, но совершенно точно – одна из. Он отлично отыгрывает то, что ему говорит сценарий, но не более. Возможно, сегодняшний зритель (в том числе и я) слегка «зажрался», глядя на метаморфозы таких актеров, как Бэйл, Макконахи, Джилленхол и Лето, которые меняются даже внешне ради своих ролей. Из-за этого становится обидно, когда на экране показывают исхудавшего Марка Уотни со спины, после чего – уже Мэтта Дэймона в скафандре. В этот момент приходит понимание, что ничего ровным счетом не изменилось, и лишь циферка в углу экрана говорит, что прошло уже очень много времени с момента «заточения» героя на красной планете.

Я уже заикнулся про декорации и окружение. Редки моменты, когда зрителю разрешали любоваться закатами и восходами на планете, названной в честь бога войны, однако именно те сцены хорошо отпечатываются в памяти. К слову, «Марсианин» снимался в Вади Рам (Иордания) – там же, где и фильм «Красная планета». Поэтому, если вам не хватило атмосферы в в «Марсианине», то бегом на торренты – теперь вы знаете, что искать.

tumblr_inline_nvibwlxZeG1skxfnh_1280

Окт 12, 2015Олег Мельник
Оценка
  • 6/10
    Сценарий - 6/10
  • 8/10
    Актерская игра - 8/10
  • 7/10
    Музыка - 7/10
  • 8/10
    Операторская работа - 8/10
  • 8/10
    Спецэффекты - 8/10
7.4/10

Итог

Как ни печально это признавать, «Марсианин» – безвкусный блокбастер, насквозь пропитанный коммерцией и до ужаса упрощенный, чтобы такую сложную тему, как покорение космоса, оценил каждый рядовой зритель. Главной проблемой «Мрасианина» становится подача истории. Пытаясь донести до зрителя столь глобальную идею, как ценность человеческой жизни, авторы совершенно несерьезно отнеслись к повествованию. Отсюда главный герой в исполнении Дэймона ни разу за полтора года, что он проводит на Марсе, не падает духом, а лишь выдает одну хохму за другой, пока за ~225 миллионов километров от него ученые из NASA ломают головы о том, как вернуть его домой, не прибегая за помощью каких-либо других организаций, а лишь устраивая из этого всемирное шоу. Смотреть на всю эту «беготню» любопытно и забавно, но выглядит она совершенно неправдоподобно.

Такие фильмы обречены на хэппи-энд, а потому и не войдут в историю как шедевры кинематографа. И даже не окажутся в первой десятке фильмов, которые обычно вспоминаешь, чтобы посоветовать своим знакомым.

8 г. назад КиноРецензия734
Олег Мельник

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

Светлана Алексиевич: литература метафизической болиФоторепортаж: 1/2 Orchestra в «ДК»
© 2013 ‒ 2019 «IRL.BY»