Команда астронавтов, выполнявших миссию «Арес III» на Марсе, вынуждена срочно покинуть планету из-за песчаной бури. После несчастного случая в ходе эвакуации Марк Уотни, один из членов команды, считается погибшим, и сотрудники миссии улетают на космическую станцию без него. Уотни остается на безжизненной планете один, а в качестве помощников для выживания в его запасах лишь нечеловеческая сила духа и функционирующий жилой модуль, хоть и без связи с Землей.
Сейчас пошла мода на фильмы космической тематики, и в год выходит минимум одна подобная картина: какая-то делает акцент на психологии главных героев, оказавшихся в необычных экстремальных ситуациях («Гравитация»), другая граничит между теориями и невероятной фантазией сценаристов («Интерстеллар»). С «Марсианином» дела обстоят намного проще – он нечто среднее между реалистичной драмой и фантастическим блокбастером. Причем от каждого взято совсем по чуть-чуть. Единственной «изюминкой» является то, что в основе сюжета «Марсианина» лежит история Робинзона Крузо. И, видимо, для создателей этого было вполне достаточно, раз уж методы адаптации под космическую тематику оказались не так важны. Например, песчаная буря, которая и стала ключевым моментом в завязке сюжета, не могла быть такой силы, ведь давление на Марсе намного ниже земного, из-за чего даже самый сильный шторм на этой планете разве что испортил бы прическу главному герою (и то вряд ли – скафандр бы этого не допустил).
«Марсианин» – нечто среднее между реалистичной драмой и фантастическим блокбастером. Причем от каждого взято совсем по чуть-чуть.
«Марсианин» был очень хорошо прорекламирован задолго до премьеры. Кроме множества вирусных роликов, можно отметить и ярких актеров, засветившихся во многих кассовых и просто известных фильмах, и громкое имя режиссера – хотя из-за сухости и стерильности повествования роли большой не играет, кто именно сидит в режиссерском кресле. Завязка сюжета известна уже давно, и практически каждый кинолюбитель ожидал от «Марсианина» какой-то сложной психологической драмы, чему рассказанная история очень способствовала. Но по итогу сцен, во время которых действительно переживаешь за судьбу астронавта Уотни, ровно две – в начале и под самый конец. Остальные два с половиной часа хронометража отдаются под не самые интересные уроки по ботанике и выживанию в экстренных условиях на Марсе, а также под наблюдение за работой NASA «изнутри».
Есть достаточно поводов для придирок к сюжету. Как минимум, стоит сказать о том, как стремительно развивается действие: буквально спустя несколько часов после происшествия главный герой приходит в себя и берет ситуацию под контроль, начинает использовать все возможности, чтобы выжить (а это у него получается без особых трудностей) и находит способ послать сообщение NASA. В какой-то момент, конечно, все идет не по плану, но, несмотря на эти препятствия, астронавт выпутывается из них как ни в чем не бывало. Это и становится формулой сюжета: герою то везет, то не везет. В конце, естественно, уровень везения удивительным образом зашкаливает – что вполне логично, ведь в противном случае фильм был бы лишен смысла.
Учитывая все вышеперечисленное, остается довольствоваться лишь двумя вещами: Мэттом Дэймоном (и всем остальным актерским кастом – он без преувеличения хорош), который исполняет роль марсианского Беара Грилза, и волшебными пейзажами Марса.
Довольно спорно заявление, что это лучшая роль Дэймона, но совершенно точно – одна из. Он отлично отыгрывает то, что ему говорит сценарий, но не более. Возможно, сегодняшний зритель (в том числе и я) слегка «зажрался», глядя на метаморфозы таких актеров, как Бэйл, Макконахи, Джилленхол и Лето, которые меняются даже внешне ради своих ролей. Из-за этого становится обидно, когда на экране показывают исхудавшего Марка Уотни со спины, после чего – уже Мэтта Дэймона в скафандре. В этот момент приходит понимание, что ничего ровным счетом не изменилось, и лишь циферка в углу экрана говорит, что прошло уже очень много времени с момента «заточения» героя на красной планете.
Я уже заикнулся про декорации и окружение. Редки моменты, когда зрителю разрешали любоваться закатами и восходами на планете, названной в честь бога войны, однако именно те сцены хорошо отпечатываются в памяти. К слову, «Марсианин» снимался в Вади Рам (Иордания) – там же, где и фильм «Красная планета». Поэтому, если вам не хватило атмосферы в в «Марсианине», то бегом на торренты – теперь вы знаете, что искать.