Главный герой фильма Ноэл – тихий и одинокий парень, который находится на грани депрессии. Праздничное настроение, охватывающее всех вокруг в канун Рождества, проходит мимо него. Не спасает даже то, что он сам дарит праздник людям – Ноэл продает в Бруклине рождественские елки, но не наряжает собственную. А все вокруг лишь поддерживает депрессивное состояние героя: его дом – это трейлер работодателя, временно расположенный посреди городской улицы; его коллеги – не друзья, как раньше, а лишь знакомые; повсюду преследуют болезненные напоминания о бывшей девушке; свободное от работы время проходит либо во сне, либо в бесцельных прогулках по городу. Ноэл будто выпадает из времени и пространства, что позволяет ему со стороны наблюдать за реальной жизнью обычных людей, занятых такими важными приготовлениями к празднику. Но радости ему это явно не приносит.
Подобное меланхоличное кино – настоящая отдушина среди тривиальных ежегодных рождественских комедий и мелодрам. Наконец-то авторы не пытаются убедить нас в существовании новогоднего чуда или духа Рождества, которые меняют наши жизни к лучшему. Что бы ни случилось с главным героем: встреча с прекрасной незнакомкой, удар по лицу от ее приятеля, заветная продажа всех елок на Рождество – в этом нет ничего необычного, и фильм не старается доказать обратное. Для Ноэла Рождество – не праздник, а лишь бессмысленная суета, за которой он наблюдает со стороны и зарабатывает на ней деньги. Зритель же невольно перенимает этот циничный взгляд главного героя. Возможно, в этом и заключается необычность данной картины: она заставляет ненадолго сорвать розовые очки восторга и безосновательной радости, чтобы задать себе вопрос «Что за херней мы занимаемся?» и приостановить истерическую колесницу.
И все же «Рождество, опять» – самое милое кино, которое можно было увидеть за последние годы. Какой бы грустной ни казалась показанная история, кино не вгонит вас в депрессию. Откровенная ирония и апатия, которые наблюдаешь в начале фильма, к концу сменяются непритворной радостью. Будь то люди, покупающие еловый венок, или старики, которым в дом престарелых Ноэл приносит настоящую, живую елку – их эмоции искренни. Хоть сам сапожник все еще и остается без сапог. Ответственный за такие простые человеческие эмоции, но бесконечно одинокий в своей печали.
Режиссер Чарльз Покел – первое открытие в новом году. Он обходится без пафоса и излишнего обобщения, давая зрителю в каждом кадре наблюдать живых и уникальных персонажей, верить в то, что все они значимы для истории, сколько бы экранного времени они ни занимали. Поэтически прекрасная и ненавязчиво меланхоличная манера повествования уже дала критикам повод сравнивать Покела с ранним Джармушем. Не могу с уверенностью сказать, что такое сравнение имеет право на существование. Лично мне Покер доказал одно: можно перестать притворяться счастливым и начать наслаждаться собственной апатией – это вполне нормально, как и отсутствие в твоей жизни какого-либо рождественского чуда.