Орхан Памук – один из самых молодых обладателей высшей литературной премии. Получил он ее в возрасте 54 лет. Турецкий классик является очень противоречивой личностью у себя на родине. Некоторые называют его совестью нации, тогда как другие (в основном приверженцы действующей турецкой власти) – предателем родины. Все из-за того, что позиция Памука насчет геноцида армян, темы, которая является запретной в Турции – кардинально отличается от позиции власти.
Воспитанный в среде стамбульской интеллигенции, Орхан Памук заявил в интервью швейцарскому изданию «Das Magazin» в феврале 2005: «В Турции был убит миллион армян и триста тысяч курдов. Об этом никто не говорит, и меня ненавидят за то, что я говорю об этом». После этих слов руководство страны подало на писателя в суд за оскорбление государства. По турецким законам писателю грозило до трех лет тюрьмы. Иск против Памука отозвали только после того, как восемь всемирно известных авторов (Жозе Сарамагу, Габриель Гарсиа Маркес, Гюнтер Грасс, Умберто Эко, Карлос Фуэнтес, Хуан Гойтисоло, Джон Апдайк и Марио Варгас Льоса) написали письмо в его защиту.
После отзыва иска турецкий классик уехал в США. Ему неоднократно угрожали убийством ультранационалисты. Когда в Стамбуле по тем же причинам (признание геноцида армян) убили известного журналиста Гранта Динка, Памук понял – шутки кончились. И предчувствие его не подвело. На одном из допросов обвиняемый в убийстве журналиста признался, что следующей целью националистов был Орхан Памук.
В настоящее время Памук проживает на Гоа с Киран Десаи — тоже писательницей, которая является самой молодой обладательницей Букеровской премии. Она младше Памука на 19 лет. Писатель является автором одиннадцати романов и двух сборников эссе. На русский язык, к сожалению, переведено не все. На сильнейших его романах (по-моему мнению) мы и остановимся.
«Белая крепость»
Третий роман Орхана переносит читателя в средневековую Турцию и рассказывает о дружбе итальянца – раба, и турка – хозяина. Со временем их взаимоотношения переходят в сложную смесь доверия, ненависти и восхищения. Пожалуй, главный вопрос, которым проникнуты книги нобелевского лауреата «Кто мы есть, и почему мы такие, какие есть?», данная книга раскрывает едва ли не лучше всех последующих, хотя к этой теме писатель возвращается раз за разом.
Многие поклонники Памука считают эту книгу вершиной, пиком его творчества. Единственный его роман, который отчасти можно назвать детективом, так как сюжет закручен вокруг убийства. Но детектив – это лишь один из уровней повествования. На самом деле в книгах турка можно обнаружить и «второе дно», и третье, и какое сам для себя найдешь и почувствуешь. Отличительная особенность книги – отсутствие глав. Каждый новый раздел начинается от первого лица: «Я – Шекюре», «Я – собака», «Я – красный». Это придает роману особенные краски, читая, словно бы видишь все глазами того, от чьего имени ведется повествование в данный момент.
Книга, после которой писателя заметили на Западе. В маленьком турецком городе Карс происходят убийства женщин, которые носят паранджу. В этот городок приезжает известный журналист, чтобы написать материал о происходящем там. Стоит отметить, что Орхан Памук по образованию журналист, и представители нашей профессии появляются в его романах чаще других.
Я осознанно назвал детективом не этот роман, а предыдущий, потому что главная мысль этого романа – противостояние между христианским Западом и исламским Востоком, а отнюдь не сами убийства. Отличительная особенность книги – снег, который идет в городе на протяжении всего романа.
Книга эссе, приуроченная к тридцатилетию творческой деятельности Памука. Этот сборник наиболее ценный артефакт для тех, кто хочет узнать что-то о нем, как о человеке. Прочитав это произведение, узнаешь, как нобелевский лауреат обходится со старыми книгами, какими русскими писателями восхищается, почему все книги посвящает дочери, и как чемодан его отца – Ферита Памука, помог Орхану получить Нобелевскую премию.
«Музей Невинности»
Последний из переведенных на русский язык романов. Его Памук писал около 10 лет. В книге рассказывается история любви Кемаля, состоявшегося турецкого бизнесмена к восемнадцатилетней Фюсун, которая к тому же является его родственницей. Самая тяжелая книга нобелевского лауреата, по моему мнению. Основная мысль книги в том, как вещи могут хранить память. В 2012 году в Стамбуле открылся одноименный музей. В музее собраны вещи, которые Памук собирал на протяжении нескольких десятилетий, большую часть из них он приобрел в антикварных лавках Стамбула. Будете в Стамбуле – заходите. Я вот не был, о чем жалею.
Творчество Памука многогранное, сложное, и на мой взгляд – его книги категорически стоит прочесть всем, кто любит литературу с глубоким философским подтекстом.