Едва ли в мире существует книга, вокруг которой велись бы столь жаркие споры, которая бы так повлияла на общественную мысль своего времени. По сути, вся европейская литература ХХ века видела идеи Ницше своим первоначалом. Особенно ярко это проявляется в русском декадансе, творчестве Сологуба, Клюева, Хайдеггера, Шпенглера, Ясперса и многих других авторов.
Завязка книги весьма интересна. Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, он покинул родину и ушел в горы, десять лет наслаждаясь одиночеством. Но позже его утомила собственная мудрость, сердце его обратилось к солнцу за напутствием и благословением сойти вниз, к людям. Он спустился с гор и встретил старца, который в отшельничестве своем искал Бога. Старец, узнав о намерении Заратустры идти к людям, уговаривает его остаться в лесу. Но Заратустра отвечает: «Я люблю людей». И, расставаясь со святым старцем, думает: «Возможно ли это? Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!».
Ницше стал пророком грядущего ХХ века, предсказателем всех ужасов, которые выпали на долю людей в прошлом столетии.
Конечно, главная и ярчайшая мысль, буквально пронизывающая книгу, звучит в оригинале как «Gott ist tot» — и интерпретировать ее также можно как «Бог убит». Впервые об этом заявил Сёрен Кьеркьегор, датский философ середины 19 века, произнеся в одном из своих произведений фразу: «Христианский мир убил Христа». Ницще просто придал его идее осязаемый вид. В первую очередь это, конечно, было выступлением против догматичности и статичности традиционных религиозных организаций. Недаром даже имя главного героя — Заратустра — напоминает на уровне ассоциаций слово «зороастризм» — самую древнюю из сохранившихся монотеистических религий. Метафора смерти Бога, гаранта смысла существования всего на земле, оказалась в это беспокойное время тем самым зерном, что упало на благодатную почву. Мир жил катастрофой, мир ждал катастрофы, вступая в новый век с каким-то ужасным предчувствием. Немецкий философ стал пророком грядущего ХХ века, предсказателем всех ужасов, которые выпали на долю людей в прошлом столетии.
Следующая идея – о сверхчеловеке — логично вытекает из первой. Бедой для творчества Ницше стало то, что в век тоталитаризма его идеи были извращены самым неподобающим образом, ими, как и многими другими достижениями немецкой культуры, активно пользовалась в своих антигуманных целях нацистская машина. Идея о сверхчеловеке видится очень привлекательной, если смотреть на нее в контексте научных достижений, познания мира, а не в целях вывести «лучшего» человека, истребив всех «недостаточно лучших».
Еще Ницше легко можно обвинить в женоненавистничестве. Изрядно удивляет, что феминистки не вспоминают о нем как о главном противнике равенства полов. Одна из самых ярких фраз в знаменитом труде Ницше — «Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!». Да, это, пожалуй, тот момент, который показывает нелицеприятные стороны его мысли.
Ярая критика христианства – тоже очень значительный аспект, который философ подвергал тщательнейшей рефлексии, критикуя каждую заповедь по отдельности, подробно и безжалостно. «Не иначе умели они любить своего Бога, как распяв человека! Тот, кого называют они избавителем, заковал их в оковы. В оковы ложных ценностей и слов безумия! Ах, если бы кто избавил их от их избавителя!». Негативно высказывался о церквях: «О, этот поддельный свет, этот спертый воздух! Здесь душа не смеет взлететь на высоту свою!». Между прочим, это сказал человек, воспитывавшийся в религиозной семье, его отец был священником. Может быть, именно переизбыток христианского воспитания в детстве стал тем самым спусковым механизмом, породившим противоположную идею?
Стоит отметить тот факт, что философская концепция Ницше имеет подчеркнуто неакадемический характер, ставя под сомнение устоявшиеся в западном обществе нормы морали, религии и культуры. Фридрих Ницше, по данным библиотеки Конгресса США, входит в десятку наиболее изученных личностей в истории человечества. О его жизни и творчестве написано около 1500 монографий. В последние годы жизни он страдал от психического расстройства, начавшегося после того, как Фридрих увидел в Турине избиение лошади извозчиком. После этого он сказал всего одну фразу: «Мама, какой я дурак», и замолчал до конца своих дней, находясь то под наблюдением родных, то в психиатрической лечебнице. Великий мыслитель умер 25 августа 1900 года, не сказав за последнее десятилетие своей жизни ни слова.
А напоследок – 10 цитат из произведений великого немца:
- Человек — это грязный поток.
- Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.
- С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
- Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.
- Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
- Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.
- Что падает, то нужно ещё толкнуть.
- Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
- Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.
- Без музыки жизнь была бы заблуждением.