В восемь вечера 7 сентября в баре Beer&Wine было не слишком многолюдно даже для вечера буднего дня. За баром сидел мужик со свежей кровью на носу, чуть поодаль – молодежь, как под копирку одетая в клетчатые рубашки и очки с толстой оправой. Пахло пивом и ожиданием заказанной шаурмы. А в это время сверху вот-вот должны были начаться поэтические чтения – хук справа в это бескультурное распитие алкоголя.
Формат чтения на сцене собственного оформившегося в строчки креатива, вообще говоря, для города не новый. Еще пару лет назад в Минске появилось мероприятие Open poetry mic, любезно под…женное из Санкт-Петербурга. Оно процветало в известном клубе «ДК», когда тот еще находился на Толбухина. Каждые две недели на сцену стабильно выползали мальчики и девочки, с придыханием заталкивающие в микрофон свои зарифмованные или не очень переживания. А остальные пили то пиво, то кофе, важно сидя на красных стульях с обивкой.
После закрытия «ДК» на старом месте ребята, делающие мероприятия, перебрались в «Хулиган» и устроили «Эшафот»: теперь смелых поэтов оценивала пятерка жюри, голосуя «за» или «против» выступающего. Перед Open poetry mic был еще проект «Дети Маяковского»… Чего только, в общем, не было. И если даже вы не были завсегдатаем таких мероприятий, так, пару раз заходили, то, придя 7 сентября, увидели бы знакомые лица и услышали бы знакомые строчки. Нового нет практически ничего, все уже написано пять лет назад, а сейчас просто тиражируется от сцены к сцене. Уверена, «Верстай верстак вот так вот так» Юрия Корзуна многие уже наизусть прочли бы, хотя стихотворение и правда забавное. А вот если вы еще не вкусили современной поэзии, то you are welcome: узнаете много интересного.
Например, самый непонятный феномен поэтической сцены города — так называемую Лейлу Джей. Что заставляет ее приходить и читать свои стихи из раза в раз – неизвестно. Что заставляет людей их слушать – тем более. Правда, вчера я в этом на секунду засомневалась, когда вроде бы взрослый мужчина с седым волосом на лице сказал, что предложил бы ей выйти замуж за него и не понимает, почему полгода назад ее поэзию назвали вторичной. Прямое доказательство того, что возраст не показатель ума: когда, наверное, каждый второй видит в Джей неприкрытый закос под Полозкову и выходящую за грань банальности ванильщину, что уж говорить… Организаторы сказали, что пригласили ее в «закрытый состав», чтобы звучащие тексты были разными. Ну, разве что для этого. «Девочковая поэзия» имеет право на существование, но должна иметь какую-то степень адекватности, чтобы не дискредитировать всех девочек одним махом.
Совсем другое дело – Дарья Белькевич, которая помимо написания своих стихотворений, организовала поэтический конкурс «Рухавік», ART JAM и вообще занимается много чем. Вроде бы ее поэзия тоже не без девочковости, но уже куда серьезнее: и смысл, и форма, и исполнение, и метафоры. Лучше же сказать, что «у дні без цябе я іду ў клуб альпіністаў, каб лезці на сцены з большай карысцю», чем декламировать что-то про реснички и ДНК и что «любовь – это наркота». Чтобы понять, о чем речь, достаточно просто прочитать стихи Дарьи и Лейлы.
Из разочарований вечера – выступление Кати Пытлевой, известной теле- и радиоведущей, от которой ожидалось что-то уровнем повыше, чем от остальных. То есть сами стихотворения вполне неплохие, но их подача была совершенно не такой, какой следовало бы быть для максимального погружения. Все-таки натренированный на эфир голос мешает воспринимать достаточно интимные и мрачные строчки. Это как радостным приходить на похороны.
Хотя по сути так и было: все мероприятие выглядело не чем иным, как похоронами минской поэтической движухи. У нас в городе просто нет стольких талантливых людей, которых можно было с удовольствием слушать регулярно. (Я имею в виду людей «из народа»). Здорово, что есть площадки, где каждый может заявить о себе, но то, что на них приходит мизер зрителей, — это уже звоночек. На первый взгляд кажется, что причина тому – платный вход, чего раньше не было. Но на самом деле все дело в усталости минского зрителя от нередко бесталанных выступлений. Поигрались – и хватит.
Главная проблема выступающих даже не в самих стихах, а в какой-то пластмассовости подачи. Та же Дарья Белькевич вчера рассказывала потрясающе, ее хотелось слушать, потому что она звучала искренне и было видно, что тексты написаны не просто так. А у некоторых вроде бы и стихотворения хорошие, но качественно зачитывать что-то, длиннее четырех строф, у них не получается. Так выступал, например, Алесь Плотка, у которого были чудесные стихотворения, с юмором, жизненными моментами и далее по списку. В конце концов, у человека недавно сборник вышел! Но читать на публику – задача потруднее, как оказалось.
Светлое пятно – сет от Вовки Плюмбума из NABR после выступлений. Можно было посидеть и позалипать, отходя от всего того, что ты только что послушал. Или выпить еще стаканчик пива, если влазит. Если вы обиделись на этот текст, можете прийти на следующий Open poetry Minsk и переубедить всех в том, что поэтические мероприятия загибаются. Возможно, именно на ваше выступление начнут ходить люди. И все у нас станет хорошо.
Фотографии: Сергей Ягело