Как-то раз ты посетил вечеринку в одном из модных столичных клубов, где в лучах светомузыки узрел человека, который экстатично нажимал клавиши и кнопки, извергая при этом звуки, доселе неизвестные человеческому уху. Ты подумал: «Да, я тоже так хочу, это именно то, что мне нужно».
Вот ты твёрд и полон решительности во что бы то ни стало писать электронную музыку, но с чего же начать?
Во-первых, тебе нужен компьютер (спасибо, кэп).
Далее – софт. В этой статье мы будем работать с программой Ableton Life (но также эту функцию вполне успешно выполнят такие секвенсоры, как FL Studio, Logic, Cubase и др.) Скачать Ableton можно, к примеру, тут.
Программа Ableton Life была создана двумя немецкими программистами. Их главный слоган — «Сделано музыкантами для музыкантов». В чём же преимущество Ableton Life? Ableton, в отличие от остальных, кроме режима аранжировки имеет ещё и режим сессии, что крайне, нет, даже ЧРЕЗВЫЧАЙНО удобно и абсолютно незаменимо при живых выступлениях.
Итак, у тебя есть компьютер с установленным Ableton-ом. Ну, уже можно творить?
Теоретически – да. Но это будет ужасно неудобно, особенно если ты совсем новичок в музыкальных делах.
Крайне рекомендуется вдобавок ко всему приобрести/найти/украсть/отжать простейшую MIDI-клавиатуру: набор чёрных и белых фортепианных клавиш.
Например M-AUDIO OXYGEN 25 3RD REFRESH.
Зачем? Для того, чтобы физически ощущать то, что ты делаешь, иначе процесс создания музыки превратится в математику.
Допустим, всё это у тебя уже есть. Тогда, наконец, переходим непосредственно к делу!
Ты открываешь Ableton и видишь ЭТО.
Не стоит пугаться, тут всё предельно просто.
Как объяснял на уроке Вова Потапенко, представь, что выделенные для наглядности оранжевым цветом столбики – это музыканты: барабанщик, басист, балалаечник, варганист – что душе угодно. Твоя задача – раздать им партии. (В этом видео Вова Потапенко рассказывает, как подключить midi контроллер к Ableton Live, чтобы это сделать видео.)
То, что ты видишь на экране, и есть знаменитый режим сессии. Горизонтальные, выделенные (нами) синим полоски – это так называемые «сцены», переключая которые, ты в скором будущем выстроишь драматургию своего трека.
Вова отмечает 4 главных качества, которые нужны человеку для написания электронной музыки:
1) слушательский опыт: слушайте музыку разных направлений и стилей, это значительно расширит ваш кругозор и понимание того, каким в итоге должен получиться трек;
2) элементарное знание теории музыки;
3) владение каким-либо музыкальным инструментом (а иначе как наиграть мелодию?);
4) знание программы, в которой работаешь (дабы использовать все её возможности по максимуму).
Любая композиция состоит из СЭМПЛОВ — небольших звуковых фрагментов, вырезанных из записи.
То есть, если ты возьмёшь песню Киркорова «Зайка моя» и вырежешь слово «зайка» или, скажем, пару секунд проигрыша – это всё будут сэмплы.
Они делятся по длительности на «лупы» (loops) и так называемые «one shot сэмплы».
loop
one shot
То есть «луп» — это, исходя из нашего примера, «брэйк» целиком, а «one shot» — только один короткий удар.
Вова Потапенко советует всем работать как раз с «one shot» сэмплами, потому что, во-первых, они дают больше свободы, а во-вторых, используя их, ты действительно создаёшь СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ трек, а не собираешь его из чужих, уже готовых кусочков.
В принципе, Ableton имеет стандартную библиотеку сэмплов, но, как правило, их бывает недостаточно для того, чтобы раскрыть всю задумку автора. Исходя из этого рекомендуется «накачать» сэмплов, да побольше.
Например, отсюда.
Если ты человек, далёкий от музыки, то тебе придётся минимально изучить гармонию, чтобы не допускать дисбаланса в своём треке. Можно использовать гармонические таблицы, например, такие:
По словам Вовы, для успешного трека очень важно, чтобы каждый инструмент как бы рассказывал свою собственную историю, был живым. Не стоит бояться непопадания в ритмическую сетку – так трек будет звучать естественно, ведь даже самый виртуозный музыкант не играет на 100% ровно в ритм.
О том, как начать записывать, вам расскажет непосредственно преподаватель школы Ableton Вова Потапенко: ВИДЕО.
Нужно помнить, что главное – это ваши уши, и только они подскажут, как нужно делать правильно.
Смотрите видеоуроки, читайте, слушайте, пробуйте.
А ещё можете записаться в Ableton школу к Вове Потапенко, и он вас всему научит!
Наталья Куницкая (Mustelide) – выпускница Ableton School Belarus, фото взято отсюда.
Послушать её творчество можно здесь.
Послушать Вову Потапенко здесь.