В день рождения Хантера С. Томпсона вспоминаем главное творение основателя гонзо-журналистики, вершину его литературной деятельности – «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты». Из названия суть книги уже ясна: она о Лас-Вегасе, об «Американской мечте», о страхе и сопутствующем ему отвращении.
Главный герой – журналист Рауль Дюк, альтер-эго Хантера Томпсона. Он отправляется в Лас-Вегас на мотогонку «Минт-400», чтобы написать репортаж с места событий. Сопровождать его вызывается друг и по совместительству адвокат Доктор Гонзо. Такая, казалось, банальная история журналиста на задании мало кого может заинтересовать, а уж тем более заставить прочитать целую книгу. Однако уже на первых страницах Рауль Дюк рассказывает, сколько и какие виды наркотиков взяли они с другом с собой в дорогу.
Не то чтобы нам всё это было нужно для поездки и отрыва, но как только ты по уши вязнешь в серьёзной химической коллекции, сразу появляется желание толкнуть её ко всем чертям
Через наркотический бред главных героев автор показывает всю нелепость как «Американской мечты», которую пытается найти Рауль Дюк, так и социальных, моральных и этических взаимоотношений.
Читатели разделились на два лагеря – одни хвалятся неописуемым восторгом от книги, другие – более яростно критикуют её. Лично я отношу себя к первой группе, и вот почему. Одна из главных особенностей «Страха и отвращения» — это стилистика. Складывается такое впечатление, что весь роман списан с записи диктофона – абсолютно весь текст цельный и лёгкий. С самого начала и до последней страницы юмор остаётся на одном уровне, как и один и тот же авторский посыл. Этот уникальный стиль очень мощно сочетается с уникальностью литературного языка – и я не только о детальном описании галлюцинаций, хотя за это отдельный поклон маэстро.
Немного удачи — и его жизнь испорчена навсегда… Теперь его будет преследовать мысль, что за узкой дверью его любимого бара мужики в красных рубашках ловят кайф, которого он никогда не испытывал…
Да, книга не только о руинах американской мечты, но и о наркокультуре. И, исходя из слов главного героя книги, при обсуждении наркокультуры должно учитываться мнение ее представителей. На страницах автор сам признается, что наркотики – это только способ избавить себя от страха и отвращения: страха перед суровой реальностью умирающей эпохи пост-хиппи (умирающей от внутреннего гниения) и отвращения от еще более суровой реальности «нормального» образа жизни.
В то же время Томпсон не защищает такой способ побега от реальности – ведь, несмотря на весь романтизм героев, среди прочих чувств они вызвали у меня и чувство жалости. Мне книга показалась настолько симпатичной, насколько и важной. Хантер Томпсон создал ею особый стиль, уровень которого не смог покорится больше никому, в том числе и ему самому.
P.S. А тем, кто посмотрел одноименный фильм, но еще не прочел книгу, стоит обязательно с ней ознакомится. Она должна как минимум внести больше ясности и понимания того, что было увидено на экране.