Знали ли вы, дорогие читатели, что один из самых известных польских музыкантов двадцатого века Чеслав Немен родился в Беларуси? Его родина – деревня Старые Василишки Гродненской области. Будущая легенда польской сцены даже поступил в музыкально-педагогическое училище в Гродно, откуда вскоре был изгнан за… профнепригодность. В коммунистические времена с такой формулировкой из училищ искусств выгоняли всех, кто отличался манерой исполнения от общепринятых «канонов». В 1958 году проходит последняя волна репатриации поляков на историческую родину. Как неоднократно утверждал сам Чеслав – в Польшу отправляли всех, чья фамилия заканчивалась на «ский». Ну и как это относится к человеку с фамилией Немен, подумали вы? Все просто, настоящая фамилия певца — Выджицкий. Свой псевдоним, он возьмет себе позже, в начале музыкальной карьеры. Кстати говоря, это польский вариант названия реки, которую мы, белорусы, называем чуть по-другому – Неман. Связь с родными местами он не утратит до самой смерти в 2004 году.
После переезда в Гданьск Чеслав поступил в музыкальное училище по классу фагота, но вскоре ушел и оттуда – на сей раз по личным причинам. Вскоре началась его полноценная музыкальная карьера, в начале которой он исполнял исключительно латиноамериканские песни, что было для польской аудитории, неизбалованной «западными» ритмами», чем-то из ряда вон выходящим. Вскоре его пригласили в популярный коллектив «Niebiesko-Czarni», где он быстро занял ключевую роль. В этой группе к Немену пришел первый крупный успех – в 1962 году они стали финалистами первого фестиваля молодых исполнителей в Щетине. Несколько раз выступал с группой в легендарном парижском зале «Олимпия», а свою песню «Czy mnie jeszcze pamietasz» («Помнишь ли ты меня?»), написанную в 1964, он подарил знаменитой Марлен Дитрих, а она, исполняя ее, посвящала своей матери.
Через некоторое время Чеслав понял, что уже «перерос» формат группы и решил начать сольную карьеру. Стоит отметить еще раз, что внешний вид и манера исполнения певца неоднократно вызывали нарекание у цензоров польского искусства. Неизвестно, как в таких условиях ему позволили исполнить на фестивале в Ополе песню, мгновенно сделавшую его знаменитым во многих странах социалистического блока – «Dziwny jest ten swiat» («Этот странный мир»). Необычный образ Немена и яркое исполнение восхитили зрителей (конкурс транслировали и по телевидению).
На концертах исполнителям в то время было запрещено перемещаться по сцене, зато разрешалось размахивать руками. Именно поэтому кажется, что беднягу Немена к сцене привязали, а нереализованная энергия выливается в эти странные движения руками.
Альбом Немена стал первым в истории Польши «золотым». Чеслав много гастролировал по всему СССР. Легендарной песней того периода стала «Sen o Warszawie», ныне являющаяся гимном варшавского футбольного клуба «Легия», и неофициальным гимном польской столицы. К этому времени относится и альбом 1968 года — «Sukces». В 1970 мир увидел нового Чеслава Немена. Немена-новатора, предвосхитившего то, что в западной музыкальной культуре будет популярно лет через тридцать…
Новый альбом исполнителя назывался «Enigmatic», и в нем преобладали темы, нетипичные для раннего творчества поляка. В новых песнях он обращается к философии и поэзии полузабытого польского поэта XIX века Циприана Норвида, навсегда оставшегося с тех пор для него любимым автором. Каждый новый альбом становился более глубоким, чем предыдущий. Он продолжал успешно гастролировать, в 1976 году выступил с концертом в минском Дворце спорта. Его называли экспериментатором, так как такой музыки не слышали до этого ни то что в соцлагере – нигде в мире! Если послушать заглавную композицию с альбома 1976 — «Katharsis», ассоциации возникнут не то с Pink Floyd, не то и вовсе с группой Enigma. Услышав эту композицию впервые, мне сложно было осознать, что она написана почти 40 лет назад.
С начала 90-х гастроли Немена прекратились. Вначале виной тому был творческий кризис, а позже – неизлечимая болезнь, от которой великий польский музыкант скончался 16 января 2004. Его именем названа улица в городе Ченстохова, в доме, где он провел свою юность – открыт музей, а белорусское телевидение сняло фильм с названием, повторяющим его самый главный хит – «Этот дивный свет».