На первом мастер-классе в качестве лекторов выступили культуролог Максим Жбанков, рекламист Дмитрий Вайновский, а также поэт и переводчик Андрей Хаданович. Сказать, что лекция была полезной, причем не только для молодых конкурсантов – значит не сказать ничего. Такие мастер-классы тем и хороши, что дают возможность лично познакомиться с такими серьезными профессионалами, обменяться с ними контактами и поучиться многим важным моментам.
Первое занятие началось с того, что Максим Жбанков рассказал о том, что передает буктрейлер, для чего он создан, и чем отличается от обычного трейлера. Казалось бы, рядовому обывателю буктрейлер представляется как некий рекламный ролик, призванный рассказать о книге. Но на самом деле это не совсем так.
«Если говорить о смысле буктрейлера, то здесь есть две ловушки: первая – представить буктрейлер лишь как рекламный ролик книги, вторая – как набор каких-то личных эмоций. И то и другое ошибочно. Буктрейлер – это мостик, промежуточное звено между литературным текстом и тем пространством визуальной культуры, в котором мы все существуем. Это перевод с литературного языка на язык визуальный», – высказал свое мнение Максим Жбанков, член жюри velcom Smartfilm.
При этом Максим упомянул тот факт, что жюри в своем выборе победителей не будут ограничиваться ни географией, ни жанром литературного произведения, которое можно выбрать для съемок.
На занятии, в качестве примера был показан первый белорусский буктрейлер, снятый по мотивам рассказа Михаила Стрельцова – «Смаленне Вепрука». И если вы его не видели, то вам, вероятно, должно быть стыдно. Но мы никому не расскажем, можете посмотреть:
После ролика с комментариями выступил режиссер буктрейлера – Дмитрий Вайновский. И как стало ясно из его пламенной речи, ключ хорошего буктрейлера в том, чтобы пережить и пропустить через себя всю атмосферу книги и видео. Вайновский был вдохновлен книгой, и подошел к съемкам по-настоящему серьезно. Действие книги разворачивается в 1973 году, и Вайновский, как настоящий мастер своего дела, старался воссоздать атмосферу тех времен, наполняя пространство деталями именно того времени. В кадре каждый предмет именно из той эпохи, и еще до начала съемок на площадке воцарилась та самая атмосфера, которую и хотел передать режиссер.
Только такой подход к съемкам может приблизить режиссера к успеху, ведь в съемке буктрейлера, трейлера или рекламного ролика важно быть вовлеченным, и осознавать что ТЕБЕ БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО.
«Пусть аудитория вашего финального продукта будет небольшая. Лучше пусть это будут 100 заинтересованных человек, которые действительно поймут идею и посыл, чем 1000 безразличных просмотров в интернете. Главное – вы сами должны получать от всего процесса удовольствие и заразить своим творческим огнем остальных участников команды. Вы те, кому “больше всех надо», – подчеркнул Дмитрий Вайновский.
Как на пресс-конференции, так и на первом мастер-классе не раз проговаривалось, что жюри хочет видеть работы, снятые по мотивам белорусских книг. И одним из спойлеров вечера стала мини-презентация книги Павла Костюкевича – «План Баба Розы». Книга не вышла еще на прилавки магазинов, но уже доступна авторам буктрейлеров, в качестве материала для работы. Автор книги заметил, что будет рад поделиться публикацией с теми, кто хочет снимать буктрейлер именно по его книге, и, судя по тем историям из книги, которыми поделился Павел Костюкевич – буктрейлеры будут очень интересными. Кстати, по условиям фестиваля, буктрейлер можно снимать (по разрешению автора) на произведение, изданное до конца срока приема работ – т.е. до 31 января 2016 года, так что у молодых режиссеров есть шанс сделать актуальный буктрейлер, и представить его на суд жюри.
После теоретической части участники мастер-класса приступили к практике. Им предложили в режиме «здесь и сейчас» написать свой сценарий буктрейлера к работе Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем». И каждый из участников воркшопа мог сразу по ходу работы спросить совет у опытных мастеров своего дела.
Мастер-классы – традиционная образовательная часть фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. В этом году они разделены на две части: теоретическую (ток-шоу) и практическую (ворк-шопы). Поэтому каждый желающий может не только научиться снимать буктрейлеры под руководством профессионалов, но и познакомиться, наработать контакты и найти сферу реализации своего творческого потенциала. Это ли не прекрасно?
Напомним, обладатель Гран-При конкурса velcom Smartfilm получит 30 миллионов рублей. Его имя станет известно 12 февраля 2016 г.