Mental Force был организован двумя музыкальными лейблами – Foundamental Network и Force Carriers при поддержке Института Гёте в Минске, за что им отдельное спасибо, ведь в нашей стране такие события происходят нечасто, и хочется верить, что отныне мы будем постоянно принимать у себя гостей такой величины.
В пятницу ночью на сцене отыграли свои сеты просто невероятные музыканты. Хэдлайнерами фестиваля стали Monolake & Tarik Barri – аудиовизуальный проект, покоривший тысячи человек по всему миру. Прибавится поклонников и в Беларуси.
Monolake (псевдоним музыканта Роберта Хенке) привез в Минск новый альбом, который выйдет еще только в 2016 году, поэтому гостям Mental Force повезло услышать его одними из первых .
Роберт причастен к созданию Ableton Live (программное обеспечение для музыкантов), а его проект Monolake стал иконой совершенно новой музыкальной клубной культуры в Берлине. Он читает лекции о звуке и музыке, его видеоинсталляции, перфомансы и концерты были представлены в Tate Modern в Лондоне, Centre Pompidou в Париже и на многих крупнейших в мире фестивалях электронной музыки.
Еще один хэдлайнер фестиваля – Tarik Barri – уникальный видеокомпозитор, который с помощью своих же программ каждое выступление создает уникальнейший видеоряд. Работал с Atoms For Peace, что лично для меня уже повод его обожать.
Музыканты отыграли настолько невероятный сет, что казалось – еще немного, и все пришедшие в ту ночь в Studio 67 утонут в этом звуке и бешеной энергетике.
После долгих прослушиваний Monolake в интернете то, что мы услышали вживую, представляло совершенно другой уровень. И даже не в том контексте, что это было лучше или хуже его прошлых работ – это было просто иначе.
Из зала казалось, что это как раз тот случай, когда музыкант сливается со своим творчеством, а один лишь взгляд на сцену заставляет двигаться в ритм. Все это вместе с видеорядом отключало сознание и переносило в уникальное аудиовизуальное пространство, размывающее границы реальности.
Под такое не танцуют, ведь это аудиовизуальное искусство, а в танце сложно понять и рассмотреть все детали выступления артистов. Но публика была настолько в трансе, что в самом конце сета (а это было почти под утро) не захотела отпускать дуэт со сцены. Да и из страны даже. Но это и понятно, благодарный белорусский слушатель будет даже в 4 утра стоять, топать ножкой и кричать «еще, еще!!!», особенно когда приезжают звезды сцены такой величины.
К слову, в субботу музыканты читали лекции для тех, кто хотел подробнее обсудить все творческие моменты и проанализировать свою работу, сопоставив свои методы создания музыки с опытом зарубежных коллег по сцене.
Среди белорусских музыкантов были тоже весьма выдающиеся проекты, которые в какой-то степени поместили Беларусь на карту аудиовизуальной культуры мира. Хочется особо отметить Alexei De Bronhe & Artemiy Kalinin с их премьерой в Беларуси лайв-синема проекта Laserlove Townsheeps. С ним ребята уже съездили на Live Cinema Festival в Рим, а в пятницу они презентовали его в Минске.
В 2011 году Алексей смело объявил себя создателем жанра Cinemalism и выступил со своим аудиовизуальным дебютом. С тех пор его творчество не просто изменилось, а вышло на новый уровень. Ребята весь сет держали в таком напряжении, что стоящие у сцены меломаны не могли разжать кулаки. Алексей и Артем отлично подогрели ожидания перед вишенкой на торте в роли хэдлайнеров и оставили только самые позитивные ощущения от своего лайва. Хотя, честно сказать, из зала не всегда доносились лестные отклики о творчестве De Bronhe, но так всегда бывает, когда кто-то делает круто, оставляя большинство просто позади себя.
ISM – проект Максима Богдановича и Олега Нехая – выступали на фестивале с сетом, очень по звучанию напоминавшем Amon Tobin в их ранних и серединных альбомах. Лайв, который представили ребята, был отыгран в стилистике Dark IDM, хотя в чаще ребята выступают немного в другом жанре. По поводу сходства сета с Amon Tobin я еще успела подискутировать с соседкой по такси, уже под утро, моя спутница утверждала, что все-таки ничего похожего между музыкой этих двух проектов нет. Было подражание или нет – сложно сказать. Музыка, как и любое искусство, воспринимается всеми очень субъективно, и даже тут сложно выяснить, что на что похоже. Но на самом деле, ISM – это просто очень хороший белорусский drone-ambient от опытных ребят, который достоин внимания любителей сложной электронной музыки.
I/DEX – тоже очень примечательный музыкант. Виталий Гармаш работает в стилистике эмоционального глитча, поездил с выступлениями по крупным и престижным фестивалям, отмечен критиками из The Wire, Indieville, MilkFactory и Ad Noiseam. В толпе старались нашептать о том, что он играет некачественную музыку и вообще плохой, но я не доверяю слухам, пока все не проверю. Однако ожидания уже были завышены, и не могу сказать, что слушала его без предвзятого отношения. Но сет все изменил, потому что, начав спокойно и даже достаточно скучно, I/DEX постепенно перешел в атаку своими ритмами, и к середине сета тело само невольно начинало шевелиться в такт.
Khmarun & TXYZ отыграли прекрасный дип-техно сет, постепенно разогревающий уши гостей фестиваля. Стоит особо отметить видеоряд. Им занималась прекрасная девушка Ольга Карелкина, обладательница степени PhD по математике, выдающаяся цифровая артистка, которых у нас в стране очень немного, особенно работающих в этом жанре.
На Mental Force мы послушали еще один проект под названием Poltishiny от композиторов Алеся Цурко (электроника) и Константина Яськова (фортепиано). Проект импровизационный, находящийся на грани экспериментальной и академической музыки, погрузил слушателей в некое прозрачно-искристое пространство, где яркие звуки фортепиано сочетались с мягкой электроникой. Музыканты представили выступление в стилистике нео-классики, с характерными импровизационными акцентами.
Подводя итог, хочу отметить следующее: организаторы фестиваля ставили цель установить определенную музыкальную планку в Минске, показать свою сцену зарубежным коллегам, даже похвастаться в какой-то степени амбициозными представителями белорусской электронной музыки. Все это делается по причине того, что культура аудиовизуального искусства нам близка и есть достаточное для Беларуси количество достойных проектов, чтобы ими гордиться. Планка установлена, и теперь хочется видеть только развитие. А оно неизбежно, особенно после того, как к нам стали заезжать такие сильные музыканты.
Кстати, в июне планируется большой фестиваль электронной музыки Беларуси, на котором как раз можно будет приобщиться к белорусской сцене.
Фото: Прасковья Мицкевич