«Привет-привет. Знаете, что я думаю? Я думаю, что люди слишком много болтают. Поэтому… заткнитесь хоть ненадолго. Да. Просто заткнитесь. Не говорите. Окажите услугу. Спасибо за понимание. Спасибо», – говорит детский манекен без лица и судорожно подергивается. Этот искусственный мальчик стоит у самого входа, возле стола с билетной кассой, заранее настраивая на нужный лад. Этим и другими изречениями осенью 2014 года он встречал посетителей странной и местами шокирующей выставки Криштофа Кинтеры «I am not you». Сама же выставка проходила в культурном центре Швейцарии Базеле. Площадкой стал музей Жана Тэнгли, который прославился своими необычными, движущимися инсталляциями из мусора и «живыми» фонтанами. Один из них до сих пор красуется возле Центра Помпиду в Париже. А потому выставка Кинтеры отлично вписалась в художественную механику хаоса Тэнгли.
При входе в основной зал музея на смену живому манекену приходят «Нервные деревья». Скульптуры так и называются. Воспринимать это можно как угодно. Кинтера не дает объяснений. И вы либо увидите дергающиеся деревья, которыЕ трясут глобусы, либо перейдете на следующий уровень восприятия и, быть может, увидите глобальные экологические проблемы.
Далее можно случайно наткнуться на металлические носки, стоящие посреди зала, или же покатать большую версию компьютерной мыши, взявшись за шнурок. Последнее – попытка Кинтеры сделать интерактивную скульптуру.
Особую любовь Криштоф Кинтера питает к елочным шарам. Но он не выбирает самые красивые из них, а наоборот: пластик может быть грязным, выцветшим. Но сам художник не раз упоминал в интервью, что обожает запах, когда этот пластик плавится.
Излюбленная тема Кинтеры – лампы. Это проявилось также в скульптуре «My Light is Your Life II» (пер.: Мой свет – это твоя жизнь), которая состоит из одних лишь светильников. С одной из сторон может показаться, что это просто груда лампочек, но если обойти гигантскую скульптуру, то станет заметно, что она имеет человеческую фигуру. Перед нами стоит массивный робот со светящимся сердцем, нимбом над головой и большим фонарем в руке. Образ воспринимается на уровне интуиции и ассоциаций: гигант из лампочек не может нести что-либо, кроме света в мир.
Осмотр первого зала сопровождается пронзительными криками откуда-то сверху. Это кричит скульптура «I see I see I see» (пер.: Я вижу Я вижу Я вижу): маленький человечек с головой вороны. Он болтает ножками и ограничивается скупыми фразами на самые различные темы. И периодически повторяет: «Я вижу, я вижу, я вижу».
На стене перед следующим залом написано «All my bad thoughts» (пер.: Все мои плохие мысли). Нужно спуститься с лестницы, чтобы увидеть в углу «органическую» массу: труп, завернутый в ковер.
В последующих залах скульптуры символизируют социальные проблемы. Одной из самых эффектных работ является скульптура «Bad news» (пер.: Плохие новости). Рогатое существо в шубе и с длинным тонким хвостом слушает музыку и сводку новостей из радиоприемника, припав головой к барабану. Когда же играет зловеще-веселая музыка, существо бьет в барабан и колотит рукой по пустым пивным стаканам. Скульптура пугает и завораживает одновременно. От нее у зрителя возникает чувство отвращения к этому созданию, которое только так и может реагировать на плохие новости.
Криштоф не упустил из виду проблемы экологии и индустриализации. Скульптуры называются «Маленькая фабрика» и «Черный флаг».
Завершает выставку маленькая надпись на стене «Go down» (пер.: Иди вниз). Вы спускаетесь по лестнице в подвал, откуда слышен оглушительный стук. Там кроется небольшой сюрприз от Криштофа Кинтеры. На стене красуется надпись «Revolution» (пер.: Революция). В конце длинного коридора стоит такой же маленький, как и на входе, манекен в черном капюшоне и лихо бьет головой в стену. Под его ногами уже лежит слой побелки. Манекен разрушает не только себя, но и окружающий мир, безмолвно, методично и настойчиво долбя в стену.
Художник Криштоф Кинтера родился в 1973 году в Праге. В 26 лет он окончил пражскую Академию искусств, уже успев поучиться в США и Великобритании. После академии он три года активно занимался театральными форматами и перфоменсом. Кинтера создавал скульптуры, которые использовали городское пространство или театральные подмостки. Через метровых подергивающихся манекенов под названием Talkmen Криштоф вещал свои мысли случайным прохожим на улицах Праги. Также одной из самых известных работ художника стал мемориал «Мemento mori: On One’s Own Volition», установленный под Нусельским мостом. Как рассказывал сам Кинтера, каждый раз, когда он бывал в районе этого моста, он думал о тех людях, которые совершили самоубийство, спрыгнув вниз. После долгих трений с властями Кинтера установил под мостом фонарь, который светит в небо. Художник сожалеет, что фонарь не горит целый день, так как подключен к системе общественного освещения, и верит, что когда-нибудь он будет гореть круглосуточно.
Скульптуры Криштофа Кинтеры сделаны для взрослых людей, что он сам и признает. Чтобы понять их, нужно не только ассоциативное мышление, но и бэкграунд, багаж знаний и жизненного опыта. Художник создает скульптуры по принципу того, чтобы оставить в них налет спонтанности, будь то башня из мешков с цементов или пальма из банок Фанты и Пепси. Его работы – это симбиоз хаоса и минимализма, зрелости и детской непринужденности. Кинтера доказывает, что понятие «современное искусство» не заслуживает негативной окраски, что элементы искусства, созданные из подручных средств и предметов быта, могут цеплять и поражать не меньше, чем общепризнанные шедевры.