Иногда нужно посмотреть глубже, чтобы прикоснуться к истине. Именно это и стало ключом создания фотовыставки «Дотык» в пространстве SPACE. Молодые фотографы из всех регионов Беларуси сплотились в одну большую команду для того, чтобы в рамках Месяца фотографии в Минске показать 14 совершенно разных историй из жизни, казалось бы, таких же разных людей. Трехмесячный поиск материала и обучение правильной подаче дали свои плоды. Спасение от одиночества, преследующей темноты и потери себя, тонкости искусства связывания и танцев на пилоне, судьбы людей и кукол, поиск Бога и путь от подмастерья до мастера-татуировщика – все это нашло свое место в рамках фотокурса «Лаві момант!», организованного Белорусской ассоциацией журналистов.
Мы решили пообщаться с некоторыми из ребят, чтобы поближе познакомиться с работой и узнать, что молодые фотографы чувствовали при съемке трепещущих кадров.
Прага праўды продкаў
Валянціна Міронава
«Ідэя прыйшла не адразу. Першую маю тэму выкладчык курсу «Лаві момант!» Сяргей Балай адхіліў. Мне хацелася здымаць пра нешта блізкае мне, а выкладчык увесь час падштурхаў «выйсці з зоны камфорту». І з маёй тэмы — неапаганства — атрымалася зрабіць такі кампраміс. Тэма адначасова і блізкая мне, цікавая, і, у той жа час, давялося выйсці з зоны камфорту хаця б у тым, што раней ніколі не здымала пастановачных здымкаў (у фотагісторыі пастаноўка цалкам дапушчальная).
У выбары герояў я адразу вызначылася з трыма — ткачом Пятром Цалкам, дударом Дзмітрыем Кірэенкам, мастачкай і сябрам ГМКГА «Талака» Марысяй Тульжанковай. Быў яшчэ адзін герой — Зміцер Новікаў, аднак выкладчык даў зразумець, што паводле ўзроўню фотаздымкі з ім «не дацягваюць» да маёй гісторыі. Тады ўзнікла пытанне, каго паздымаць яшчэ? Адзін з маіх герояў — Пятро — прапанаваў уключыць у гісторыю кераміста Аляксандра Наўгародскага. Спачатку я падумала, што ён не ўпісваецца ў яе. Але калі пабачыла, як ён працуе з глінай, то зразумела, што ёсць у гэтых дэміургічных дзеяннях нешта архаічнае, сакральнае.
Тры першыя героі — людзі, якія ездзілі ў экспедыцыі альбо чыталі нейкія навуковыя артыкулы па этнаграфіі, то бок свядома вывучалі побыт, культуру, светапогляд продкаў. Гэта людзі прыблізна майго ўзросту і майго атачэння. Аляксандр крыху выдзяляецца на іх фоне, таму я спачатку засумнявалася.
Такім чынам, праз сваю гісторыю я хацела паказаць людзей, якія жывуць у горадзе, але ў жыццё і светапогляд якіх укараніліся думкі, ідэі, дзеянні, якія былі ўласцівыя нашым продкам і якія калі і захаваліся дагэтуль, то толькі на вёсцы дзякуючы яе кансерватыўнасці. Шмат што там змяшалася з хрысціянствам. Ды і тое, што засталося, сыходзіць цяпер разам з жыццём на вёсцы, з апошнімі носьбітамі традыцыі. Гэта натуральны працэс. А мае героі — людзі, якія, свядома ці несявдома, нешта запазычылі, выкрышталізавалі для сябе з паганства, якое перажыло стагоддзі, і гэта моцна ўплывае на іх думкі і лад жыцця».
В темноте
Юлия Шабловская
«Когда предложили выбрать тему, которая стала бы наиболее близкой для меня, почему-то сразу вспомнила про Сашу. У организаторов выставки было пожелание, чтобы мы работали с уже знакомыми людьми, чтобы фотографии получились наиболее душевными, и тогда я поняла, что именно этот человек и будет моей историей.
Саша ослеп в одиннадцать. После спецшколы шесть лет он выполнял заказы в роли инвалида-надомника, но жажда общения победила, и парень переехал в Молодечно. Сейчас работает в унитарном предприятии «Энва» — на заводе-нанимателе инвалидов со всего Молодечненского района. Саша не женат. У него нет девушки, а все свое свободное время он проводит вместе со своими родителями. Но он не отчаивается.
В работе меня поразило, что несмотря на противоречивые диагнозы врачей парень не сдается. Более того: он даже умудряется шутить, иногда даже по-черному. Когда слепой человек говорит: «Я вижу», становится не по себе, но это нормально, и не только для Саши. Я снимала многих слепых людей и, кажется, каждый из них говорил, что он видит.
Саша очень любит звонить мне по телефону и рассказывать истории из своей жизни. Последнее, чем он со мной поделился, был рассказ о том, что у него обнаружили опухоль, из-за которой, по предположению врачей, он потерял зрение. Ему сделали операцию, опухоль удалили. Возможно, это прозвучит фантастически, но мы очень надеемся на то, что, возможно, зрение можно будет вернуть.
За время подготовки проекта я узнала такие потрясающие истории, наполненные героизмом от и до, которые ни в коем разе не оставляют равнодушными и помогают прикоснуться к историям людей с проблемами больше наших. Они не терпят соболезнований, готовы бороться за будущее наравне с нами и помогают понять, как ценна жизнь. Я многому у них научилась и рада, что мне довелось работать с этими людьми».
Стоит лишь на минуту остановиться напротив снимка, чтобы понять, что за простым прикосновением скрываются живые истории и удивительные приключения. Но чтобы прочувствовать их, придется подойти ближе.