Четвертый мастер-класс был посвящен самым близким к буктрейлеру жанрам – клипам и рекламным роликам. В тот день в IMAGURU собрались профессиональные клипмейкеры и те, кому удалось самим сделать себя профессионалами в этом жанре. Они и делились с начинающими режиссерами своим опытом, а именно умением взволновать зрителя буквально за три минуты. Алексей Сатолин (продакшн-студия Partizan), Максим Сирый (клипы для RockerJoker, Naka, The UNB, “Беларусь — страна для жизни”), Дмитрий Левковский (клипы для “Серебряной свадьбы”, Zui, «Navi», «HURMA», «Nizkiz») и онлайн-гость Алексей Терехов (клипы “Ляписа Трубецкого” и Gogol Bordello). Они-то и обсудили современное состояние киноиндустрии в Беларуси и в мире, и немного посекретничали с учениками на тему создания цепляющих видеороликов. К слову, хочется верить, что эти мастер-классы позволят нам посмотреть на хорошие буктрейлеры, которые мы обязательно покажем в одном из наших материалов после 12 февраля. А именно после того, как станет известно имя победителя конкурса этого года.
«Может ли видео продать книгу? У меня нет ответа. Книга — удивительная форма, которая позволяет представить каждому читателю свою трактовку. Трактовок у одного произведения может быть множество, — говорит Алексей Сатолин. — Поэтому снимая буктрейлер, как только вы уходите в конкретику — можете навредить. Главное — задать вопрос. Тот, который пытался, как вам кажется, задать автор. Задать его зрителю. С минимальным вашим соавторством. Абсолютно неважно, завершено ваше высказывание или нет. Важно поднять вопрос. И чтобы была идея. Все”.
Мой первый клип на песню “Ау ау ау” “Ляписа Трубецкого” был снят на фотоаппарат “Зенит” на черно-белую пленку, — рассказал Алексей Терехов. — Фотографии напечатали и отсканировали. А потом все это собрали в какой-то простой монтажной программе. Все просто. В результате клип некоторое время был самым ротируемым на канале MTV Russia”.
Пятый же мастер-класс был посвящен одной из самых важных проблем при создании любого видеоролика: где взять деньги на реализацию идеи. Ведь многие из нас понимают, что именно бюджет определяет качество снятого материала, в его стандартном понимании. Конечно, можно снимать короткий метр практически без бюджета, но вероятно для этого необходимо быть гениальным режиссером, и найти такого же гениального актера на главную роль.
На пятом мастер-классе Velcom Smartfilm секретами поиска средств делились победитель фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm 2014 в номинации “Лучший комедийный трейлер” Денис Зосик (“БЕЛлионеры”, ток-шоу “Битва экстрасенсов), режиссер Влада Сенькова (драма о подростках “Граф в апельсинах”) и клипмейкер Владимир Нефедов (первый фантастический белорусский web-сериал “The Cube”, клипы для группы “Каста”, “Спасибо, что живой”).
“Если нет инвестора, рассчитывать можно на соцсети, — рассуждает Денис Зосик. — На посты и перепосты. Наша практика показала: больше всего денег дают друзья и друзья друзей, которые прочитали про тебя на Facebook или увидели в новостях. Это большая работа. При этом проект не должен быть сырым. “Привет, мы ребята, которые собрались снимать кино” — это уже давно не работает. Предлагайте аудитории «плюшки”. Я имею в виду, что человек должен что-то получить, если он помогает фильму: бесплатный билет на премьеру, постер по почте, участие в массовке, присутствие на съемочной площадке. И еще один совет: не рассчитывайте исключительно на белорусскую аудиторию. Думайте глобально”.
Влада Сенькова, что собрала через краудфандинг средства на свой фильм “Граф в апельсинах” рассказала, что ей удалось привлечь внимание к своему фильму только эпатировав публику. И возможно это один из ключей к успеху, ведь как мы все уже понимаем, белорусскую публику лучше раздражать и провоцировать, а не рассказывать и показывать. Только скандалы и необычные истории привлекают к себе внимание в наших реалиях, и для многих, кто умеет делать это красиво, это реальный шанс собрать средства или просто привлечь внимание к проекту. Командой Влада управляла также необычным способом: “Я просто увезла актеров на дачу — у них не было шанса сбежать. Если серьезно, важно, чтобы актеру была близка и интересна роль, чтобы на площадке между всеми были доверительные отношения”.
Нефедов же призывал к настойчивости, и рассказал о своем опыте поиска средств и возможностей: “15 лет назад я разослал 70 писем всем, с кем хотел поработать. Откликнулись двое: личный помощник Стивена Кинга, который дал мне все права на съемку одной из книг мэтра (с экранизацией, к сожалению, не сложилось). И группа “Каста”, для которой я снял в итоге пять клипов. В том числе “Радиосигналы” и “Вокруг шум”. А затем случилось так, что начинался один кинопроект, и его продюсер очень любил “Касту” и знал мои клипы. Так я попал в большое кино”.
После советов опытных режиссеров, в рамках мастер-класса Velcom Smartfilm Виктор Мартинович представил публике отрывок своего романа «Озеро Радости» в прочтении Олеси Грибок. Стоит отметить, отрывки были весьма занимательными, а автор призывал писать ему письма, если возникнет интерес и желание снимать буктрейлер по его работам.
К слову, каждый мастер-класс в рамках Фестиваля Мобильного Кино Velcom Smartfilm — это много личного опыта, которым с радостью поделился каждый из спикеров. Сложно представить, какую тему фестиваля выберут организаторы в следующем году, потому что буктрейлеры – это незаурядный жанр, о котором многие узнали только в рамках фестиваля. Их снимать сложно, и нам уже очень хочется дождаться того самого 12 февраля, чтобы увидеть работы конкурсантов и понять, насколько хорошо они справились с задачей.
Напомним, обладатель Гран-При конкурса velcom Smartfilm получит 30 миллионов рублей. Дедлайн приема конкурсных работ — 31 января включительно. Дополнительная информация: на сайте: www.smartfilm.by