В будущем человечество настигает продовольственный кризис, вызванный засухой; в добавок к этому из-за песчаных бурь и пыли, которую они после себя оставляют, людям, не успевшим умереть от голода, суждено будет попросту задохнуться. В связи с этим бывший космический пилот Купер (в исполнении Мэтью МакКонахи) должен отправится в другую галактику с важной миссией – найти новый дом для человечества.
Как всегда и бывает с картинами Кристофера Нолана, ничего конкретного о фильме до премьеры известно не было. Даже информации из немногочисленных трейлеров и синопсиса не хватало, чтобы понять, чего стоит ожидать на экране. Всё, что было ясно про «Интерстеллар» – он будет о людях, отправившихся изведывать просторы галактики.
Сначала у меня появлялась мысль, что маэстро может не вытянуть столь большую, глобальную идею. Он на ура справлялся с детективными историями («Преследование», «Помни», «Бессонница», «Престиж»), с комиксом (трилогия о «Тёмном рыцаре»), даже с сюжетом про сны и их безграничные возможности (великолепное «Внедрение»), но тема «Интерсталлара» — это выход на новый уровень, если сразу не на несколько вверх.
Потом этот страх отступил (в этом уже помогли кинокритики, т.к. мировая премьера состоялась 26 октября), но появилось другое нехорошее предчувствие: что если я сам не смогу понять того, что увижу на экране? Однако и здесь мои переживания были напрасны: Нолану (не без помощи брата Джонатана, конечно) не только даётся по зубам столько сложная тема, но и получается без проблем донести все мысли и идеи до зрителя, объясняя некоторые аспекты чуть ли не на пальцах.
Работы Нолана отличаются особой проработкой деталей в декорациях. В фильме «Интерстеллар» хоть и показана Земля недалёкого будущего, но зритель может спокойно отождествлять мир наш и тот, за которым наблюдает на экране. Здесь нет людей в латексе, нет машин на воздушной подушке, нет гигантских небоскрёбов причудливых форм. Тот мир не кажется стерильным, как в большинстве случаев это оказывается в фильмах, где действие разворачиваются в будущем – в подобных картинах ты удивлённо и с восхищением смотришь на футуристические пейзажи, но ни коим образом не веришь им. «Интерстеллар» этой ошибки не допускает. Это только первая деталь реалистичности в повествовании.
Ещё одна черта – персонажи. Они представляют из себя не просто запрограммированные образы, в этом фильме они переживают всё то, что могут переживать и зрители: любовь к близким, борьбу за них, страх перед неизведанным и в то же время непреодолимое любопытство и тягу к путешествиям. Персонажи меняются внешне, они развиваются, а не просто существуют в кадре.
Третий пункт под заголовком «реалистичность»: психология героев. Перед нами люди, у которых стоит не только физически, но и психологически сложно преодолимая задача. Передать все эмоции, которые сопровождают как астронавтов, так и людей, оставшихся на Земле, помогает не только отличный сценарий (он, к слову, основан на научных работах физика-теоретика Кипа Торна), но и, конечно, первоклассный актёрский состав. МакКонахи продолжает держать за собой звание одного из лучших актёров, открывая и показывая всем качества по-настоящему любящего отца, готового сделать всё ради своих детей; Хэтэуэй идёт следом за ним, но уже с другой дилеммой – она вдали не от детей, а от отца и любимого мужчины; Честейн, на которую раньше моё внимание не было обращено, сейчас не только умиляет своей внешностью, но и удивляет актёрским мастерством. Как приятное дополнение к ним нужно упомянуть Майкла Кейна, Кейси Аффлека и Мэтта Дэймона.
И самое главное, что превосходная актёрская игра никак не затмевается прекрасным и воистину восхитительным визуальным рядом. Хойте Ван Хойтема впервые работает с Ноланом, однако видно невооружённым глазом – общий язык они нашли. Планы, показанные на большом экране, казались отдалённо знакомыми, хоть и другими, нежели в предыдущих фильмах Криса. Да и картинка стала более богата на цвета. Лишь спустя некоторое время я узнал, что за камерой находился человек, в чьём списке операторских работ числятся такие фильмы, как «Боец», «Шпион, выйди вон!», «Она» и др.
Расставаться с Уолли Пфистером – ранее постоянным оператором Нолановских картин — совсем не хотелось, но нельзя не отметить, что Хойтема выполнил свою роль в «Интерстелларе» на отлично: здесь вам и крупным планом эмоциональные сцены, и движущийся на огромной скорости космический корабль, на фоне которого простираются волшебные космические пейзажи.
И опять Ханс Циммер, и опять прекраснейший саундтрек, который будет храниться у меня в плейлисте, как и многие предыдущие его творения. «Интерстеллар» и здесь умудряется удивить: сцена выхода космического корабля на орбиту Земли сопровождается шумом и рёвом двигателей, однако в одно мгновение звук вовсе исчезает — как-либо лучше передать чувство полнейшего одиночества и пустоты, чем убрать какой-либо звук сразу после выхода в открытый космос, невозможно. Это сравнимо лишь с ощущением погружения с головой в воду, когда приглушаются все посторонние шумы, и ты остаёшься будто бы наедине с собой, как и наши герои-астронавты.