Всеобщая проблема русского рэпа – каждый пытается рассказать собственную историю: кто-то на протяжении многих лет читает о том, как пробился наверх из неоткуда, кто-то – про свое наркоманское прошлое, кто-то обо всем и ни о чем сразу. Чаще всего это выглядит (точнее звучит) безвкусно и банально. Даже Оксимирон практически в каждом своем треке грешит этим, однако ему удалось выбиться из безликой массы однотипных МС-торчков. Каким образом? При помощи стиля и уровня айкью чуть выше, чем у многих «звезд рурэпа» вместе взятых. Все-таки интересно слушать о жизни человека, который действительно умнее тебя – этого было достаточно для восхищения толпы еще несколько лет назад. Но пришла пора доказать, что он по-прежнему лучший в своем деле.
И знаете, что самое смешное? Ему на самом деле удалось «перевернуть игру». Конечно, не таким образом, как ожидали «фаны», которые начали следить за творчеством «вечного жида» на волне мейнстрима. Весь альбом – настоящая поэма, разбитая на небольшие главы, которые связывают записи с автоответчика. И ведь именно в этих интро и аутро находится главный ключ к пониманию всего того, о чем говорится в треках «Горгорода». Если бы в них еще хоть кто-нибудь вслушивался.
Попробуем же вместе разобрать все треки «Горгорода», но именно в виде художественного произведения.
0. Не с начала
Излюбленная техника многих киноделов – начинать фильмы «не с начала». Главный герой говорит о том, что он в постели с девушкой, которая перевернула его мир. Но история начинается не с этого, что помогает исправить последующий флешбек. А к этому эпизоду нам еще предстоит вернуться в скором времени.
1. Кем ты стал
Марку, популярному писателю, звонит недовольный поклонник. Он упрекает своего некогда любимого писателя в том, что от него ждут нечто яростное и злобное, как в старые времена, когда Марка распирал потенциал. Однако сейчас у него нет ни капли вдохновения (о чем говорит его литературный агент Кира, подгоняющая Марка в создании рукописи). Фанаты, которые гадают, «струсил или просто сдулся», не просто перестают верить в своего кумира – разочарование превращается в настоящую ненависть, которая и выливается на Марка в этом монологе.
Забавно, что примерно все это можно было проследить в комментариях к релизу «Горгорода». Следующий трек – ответ не только Марка своим поклонникам, но и Мирона всем хейтерам, которыми вдруг стали даже самые преданные фанаты.
2. Всего лишь писатель
Марк идет на вечеринку в честь переизбрания мэра Горгорода. Как намекает его агент Кира в своем сообщении, Марк не очень хорошо относится к власти, однако воздерживается от публичных комментариев в ее адрес. Ясно видя ужасы режима нынешнего мэра, он все равно не намеревается ничего предпринимать, оставаясь «вне игры» – даже в своих произведениях Марк не затрагивает политические темы. Он придерживается следующего мнения: «если власть – это цирк, борьба с ней – белиберда». Но в один момент все меняется.
3-4. Девочка Пиздец
Переплетено
А толчком к этому становится Алиса и, вероятнее всего, влечение к ней. Марк полностью отдается новым чувствам, что придает ему вдохновение. Он начинает писать и, ослепленный влюбленностью, тут же меняет свои взгляды на резко радикальные, о чем и говорится в следующем треке «Переплетено».
5. Колыбельная
Кира просит Марка посидеть с ее ребенком. Он поет малышу колыбельную, говоря о том, что народ живет в неведении, тогда как на улицах их города творятся произвол властей и безнаказанные преступления.
Уложив спать сына своей подруги, он садится писать рассказ «Полигон» (именно поэтому его название в кавычках – это название рассказа Марка, как и «Где нас нет»).
6. «Полигон»
Первое произведение Марка, в котором он критикует власть и безвольную толпу рабов. Своеобразный призыв к революции, к тому, чтобы жители города открыли глаза и увидели, что они находятся в капкане.
Кира замечает, что творчество Марка вдруг преобразилось, однако подобную резкость она не одобряет: «Тебе не кажется, что ты за два дня слишком политизировался?».
7. Накануне
Последняя ночь накануне революции. Опьяненный и вдохновленный грядущим мятежом, Марк рассуждает о светлом и беспечном будущем после «взятия гарнизона», а также пишет свое новое произведение «Где нас нет».
8. Слово мэра
Мятеж подавлен без лишнего шума, мэр обращается к одному из членов восстания – Марку. Мэр говорит о том, что Горгород и его люди нуждаются в таком правителе. Он признает свою жестокость, но не видит других возможных вариантов управления городом. В писателе он разглядел потенциал, истинный талант, отчего дает Марку возможность исправиться, не переставая упрекать в том, что он пошел против него и что второго шанса нет. Здесь же выясняется, что Алиса – дочь мэра.
9. Башня из слоновой кости
Марк говорит о том, как ему повезло. Он вновь приходит к мысли, что он стоик, что никакой он не боец и не воин, а простой мученик. И стоило писателю лишь перейти к рассуждению о роли творца в таком мире, как слышен выстрел. Марк погибает.
В этом треке звучит главная мысль всего альбома «Горгород»: «Может ли творец жить в башне из слоновой кости?» – т.е. жить и творить отдельно от политических проблем.
10. «Где нас нет»
Вновь в качестве интро сообщение от Киры с автоответчика: не зная о смерти Марка, она говорит о том, что приступает к чтению его последнего творения «Где нас нет».
В треке рассказывается о становлении двух главных героев этого объемного произведения «Горгород». «Где нас нет» — история детства, воспитания и становлении как личностей Марка – индивидуалиста и фантазера, и Алисы – отстранившейся от отца и спустившейся в подполье.
Все действие происходит в Горгороде – явной отсылке к Толкиену (об этом лучше прочитайте здесь, если интересно). Мэр города – жестокий правитель, диктатор; его народ – рабы, которым можно «скармливать крошки со стола», чтобы удовлетворить их минимальные потребности. Несложно провести главную параллель (нет, не «Властелин Колец», Мордор и Саурон) – Россия. Нечего и говорить, что Марк – альтер-эго самого Мирона. Он создал целый альбом, в котором впервые (!) поднимает политическую тему, рассуждает о ней и даже отвечает на давний вопрос, почему он сам находится вне политической игры своей страны. После такого он достоин аплодисментов.
С творчеством Мирона всегда бывает так, что даже после десятков прослушиваний песен остается ощущение чего-то недопонятого. «Горгород» – не исключение, посему извиняюсь, если что-то изложил неверно либо какие-то ключевые моменты вовсе не заметил. Жду ваших комментариев, чтобы дополнить разбор.
Обидно за «творца», когда после публикации его многолетней работы по всему интернету разлетелись комментарии в духе «Когда следующая часть альбома?» и «Это что-то из невошедшего в прошлый альбом?». Казалось, выходом трека «HPL», посвященным писателю Говарду Лавкрафту, Мирон подготовил аудиторию к чему-то подобному. Но на деле все вышло иначе. А ведь это отличный пример того, как человек творческой профессии не остался топтаться на месте ради своих поклонников: они-то, по всей видимости, ожидали «Вечный жид 2.0». Оксимирон сделал все правильно – пошел вперед, сделал что-то абсолютно новое, оригинальное.
Это одна большая история, которую если и будут переслушивать, то целиком, а не отдельные ее главы.
Здесь же можно отметить не только то, что Мирон развивается как поэт. «Горгород» имеет успех и в другом плане: выделить какой-то определенный трек здесь попросту невозможно, ведь, повторюсь, это одна большая история, которую если и будут переслушивать, то целиком, а не отдельные ее главы.
Есть мнение, что все-таки должна выйти вторая часть альбома. Эту теорию объясняют картинами Питера Брейгеля, которые, как известно, послужили обложкой альбома и афишей концертов с презентацией альбома. Дело в том, что Брейгель написал минимум две картины «Вавилонской башни»: одна, что называется «малой», прикреплена к вчерашнему релизу с 11 треками, а вторая как раз-таки использовалась в качестве афиши концертов. Возможно, Оксимирон действительно заготовил продолжение похождений его героя Марка (в чем лично я очень сомневаюсь), но эта история могла только начаться, а конец ее еще далеко впереди. Поэтому гадать бессмысленно, нужно лишь подождать, пока Мирон сам прокомментирует все слухи и домыслы.