Тема суицидов в последние дни упорно заполоняет информационное пространство, из-за этого писать материал для годовщины со дня самоубийства Йена Кертиса было немного странно и иронично. Вот уже 36 лет он мёртв, а популярность, слухи и загадки продолжают вращаться вокруг его музыки до сих пор. Ореол загадочности, который окружает его личность и всю его музыку, из года в год не угасает, а на фоне всплеска популярности постпанка на постсоветском пространстве Кёртис и его команда так и вовсе доверху заполонили интернет. Мне не слишком хочется пересказывать историю группы и биографию Йена, потому что сделать это лучше, чем в популярной статье на «Луркоморье», всё равно не получится. Гораздо интереснее было бы поразмышлять о том, насколько личность Кёртиса важна для современной культуры.
Joy Division – Love Will Tear Us Apart
Жаль, но история не знает сослагательного наклонения, и мы никогда не увидим, что было бы с группой, если бы 18 мая 1980 года Йен Кёртис не оттолкнул от себя табуретку. Сейчас Кёртису было бы 60 лет, и ещё недавно он вместе с миром скорбел бы из-за смерти Дэвида Боуи. Но получилось так, как получилось: Йен исполнил задуманное и ушёл из жизни в возрасте 23 лет, в то время как Боуи прожил до 69. Никто никогда не узнает наверняка, почему вселенная отпустила Дэвиду в три раза больше времени, чем Йену, хотя при прослушивании «Joy Division» на ум приходят определённые догадки. А вообще есть один забавный афоризм, в котором говорится о том, что некоторые люди становятся бессмертными прежде всего благодаря своей смерти. Как мне кажется, в случае с Joy Division это правило работает на десять из десяти.
Нет, это ни в коем случае не камень в огород значимости творчества группы и не попытка поставить под сомнение тот факт, что Кёртис такой же культовый музыкант, как Боуи, только изначально более андеграундного формата. Просто разница между Йеном-самоубийцей и Йеном-пузатым старичком примерно такая же, как между трагически застреленным Ленноном и из года в год продолжающим улыбаться Маккартни. Нет, опять же, никаких претензий к Полу Маккартни быть не может, просто люди слишком любят, когда их кумиры по хардкору е**шат трагизм и укатывают в закат, особенно при невыясненных обстоятельствах.
Личность Кёртиса, интерес к которой когда-то знатно разогрел биографический фильм «Контроль», на самом деле удобнее всего понимать не через кино, а через его музыку и эпилептические танцы. Кёртис что в своих текстах, что в своей музыке настолько великолепно передаёт весь экзистенциальный ужас бытия, что становится понятно, почему именно «Joy Division» считают эталонным постпанком, как бы ни плевались от этих слов злопыхатели и снобы. Поэтому память Йена Кёртиса лучше всего почтить музыкой Йена Кёртиса, тем более что некоторые песни звучат в нашем культурном пространстве ужасно актуально.
Joy Division – They Walked In Line