Обидно, наверное, быть первопроходцем в мире музыки. Зачастую исполнители, первыми начавшие делать что-либо, так и остаются незаслуженно незамеченными. Конечно, это дело случая – тут важно быть дальновидным и уметь оказаться в нужное время в нужном месте. Но, как правило, настоящих творцов это не заботит: они сосредоточены только на своем детище, и, кажется, популярность и прочие мирские стремления их не волнуют вовсе. Поэтому все лавры много позже достаются их последователям, а «духовным отцам» приходится довольствоваться местом в тени.
Если не знать биографию группы (а по сути уан-мэн-бэнд проекта Азата Марабяна) «почему коммутатор молчит», то очень легко принять их за представителей модной ныне новой русской волны. И действительно, все отличительные особенности этой части отечественной музыкальной сцены тут присутствуют в полном объеме: монотонные гитарные мотивы, положенные на бит драм-машины; «двигательные» мелодии, под которые, если и не танцевать, то грех не покачать ритмично головой, притоптывая в такт ножкой; общее упадническое настроение и в текстах, и в звучании. Так и видишь их на каком-нибудь фестивале типа «Боли» в качестве одного из хедлайнеров.
Однако «коммутатор» появился в далеком уже 1998 году, просуществовав 5 лет, распался и вернулся в 2009 году для того, чтобы тихо, без лишнего шума стать легендой российского подполья и культом в узких кругах посвященных.
«топорная работа» – это третий альбом группы и вполне логичная эволюция их творчества. В нем нет серьезного ухода от прежнего звучания, вероятно, потому что оно бесформенно само по себе: как написано в официальном источнике (группа в ВК) – это «музыкальный проект, существующий на стыке таких жанров как: lo-fi, ambient, shoegaze, noise, industrial, experimental pop». В общем, что-то крайне экспериментальное и эфемерное, не ограниченное принадлежностью к какому-либо жанру.
Описывать этот релиз в целом довольно тяжело, да и бессмысленно по большому счету: многого про него не скажешь. Дело в том, что по своей структуре это истинно олдовый альбом, являющийся простым сборником песен, объединенных под общим названием. Нет, здесь, конечно, есть единый мрачно-депрессивный настрой… Впрочем, как и у всех предыдущих работ ПКМ. Во времена, когда словосочетание «музыкальный альбом» стало стыдно употреблять без слова «концептуальный», это выглядит несколько архаично.
Сколько ни говори про «топорную работу» – все равно скатишься в пустые абстрактные рассуждения о вечной боли, грусти и прочих притягательных для родившегося на территории СНГ человека. Поэтому стоит рассмотреть более внимательно песни в отдельности. Благо с трековым разнообразием тут все в порядке.
Треклист «топорной работы» – это настоящая музыкальная палитра, в которой собраны самые разные, порой, очень неожиданные жанры: начиная от синти-попа и заканчивая индастриалом. Азат и его команда мастерски управляются со всем этим многообразием «цветов» и «оттенков», сочетая, на первый взгляд, несочетаемые элементы.
Нашлось тут место вполне ожидаемым шумовым композициям, передающим привет шугейзу и нойз-року, а также гитаристу Дельфина времен пост-«Мальчишника» – Павлу Додонову. Тяжело сказать, кто у кого черпал вдохновение и черпал ли вообще, но данное сравнение здесь, безусловно, комплимент. Чтобы понять, о чем идет речь, включите треки «большая мама» или «машина» и сравните тамошние гитары с аналогичными у Дельфина в альбоме «Юность».
Шум шумом, а местами на данной работе проскакивают такие вещи, как электроклэш и даже ретровейв («это нужно видеть» и «будь осторожна», соответственно). Есть и одна акустическая композиция – «холод» – в которой очень красиво сплетаются вместе женский и мужской вокал. Кажется, что она была бы идеальным завершением альбома, как бы смиренно подытоживая все те бурные эмоции, которыми набиты под завязку все остальные песни. Но, увы, почему-то находится в первой его половине. Что самое интересное, звучат эти нежданные находки на удивление органично и не выбиваются из общего мрачноватого тона.
Говоря про настрой этого альбома, невольно вспоминается ранняя «Агата Кристи» с ее повальной тягой к декадансу: грустная романтика вечной любви, эстетика смерти и общая возвышенность тут стоят во главе угла. А кое-где даже манера пения и сам голос подозрительно напоминают о братьях Самойловых.
Подводя итог, хочется поддакнуть всем тем, кто говорит, что «коммутатор» заслуживает гораздо большего внимания. Это действительно самобытная и интересная музыка, обходить которую стороной сродни преступлению. Но ждать от «топорной работы» каких-то изысков, понятное дело, все-таки не стоит.