Тема Второй Мировой бессмертна, и я это знаю, посему давно смирился с постоянным возрастанием количества лент с пометкой «про войну». Практически каждый год на экранах кинотеатров можно увидеть минимум одну картину данного жанра. Не могу сказать, что они мне не нравятся, однако частенько фильмы данной тематики я обходу стороной. Это напоминает ежегодный выпуск новой части Call of Duty, только убого выходит не всегда, хоть и часто (вспомнить хотя бы прошлогодний «Сталинград» или одну из последних частей «Утомлённых солнцем»).
Новый фильм Дэвида Эйра «Ярость» из тех, что вышли не убого, а наоборот – очень даже неплохо. Причин этому много, но есть и моменты, за которые фильм хочется ругать. Постараемся разложить всё по полочкам.
1945 год, апрель, кульминация войны. Действия происходят в фашистской Германии, где союзники решительно продвигаются к Берлину, захватывая город за городом, оставляя за собой горы из трупов, как сс-овцев, так и своих сослуживцев. Центральные персонажи картины – члены экипажа танка «Sherman» по прозвищу «Ярость». Командир Дон Колльер (Бред Питт), обещал своим подчинённым, что сохранит их жизни, однако это оказывается ещё более затруднительной задачей, когда к ним присоединяется новобранец Норман Эллисон (Логан Лерман).
Герой Бреда Питта – сержант, закалённый не в одном бою, о чём свидетельствуют не только его рассказы, но и множество шрамов по всему телу. Казалось, что этот человек не мог сохранить какие-либо эмоции кроме злобы и ярости. Однако в одной сцене он пускает слезу о погибшем товарище (хоть и не на глазах у посторонних – нужно ведь оставаться для своих подчинённых суровым и бесстрашным командиром), в другой – защищает немецкую женщину от озверевших и перевозбуждённых солдат. Он смог уместить в себе не только силу и жестокость, без которых на войне не куда, но и не отказаться от человечности, которая в то время была таким редким явлением.
Логан Лерман играет совсем зелёного солдата, случайным образом попавшего на место пулемётчика в танк «Ярость». Ему только предстоит узнать, что такое война, и как она жестока и беспощадна. За 2 часа экранного времени мы наблюдаем, как она способна изменить человека, не просто сделать из мальчика мужчину, а настоящего безжалостного убийцу.
«Ярость» могла бы похвастаться и другими харизматичными героями, однако я нагло совру, если скажу, что кто-то ещё из персонажей был раскрыт полностью. Всем, кроме уже упомянутых Питта и Лермана уделено слишком мало времени. Про второстепенных персонажей хотелось бы вообще промолчать, но не могу: всем остальным лицам за пределами «Шермана» не уделено вообще никакого внимания. Кажется, что это просто массовка, собранная под предлогом «придите туда-то в такое-то время, и вы попадёте в кино». Особенно нелепо это смотрится из-за излишне ярко-выраженных образов других членов экипажа: один быдловатый громила, другой — повёрнутый на религии, третий вообще испанец.
Зато радует другое: «Ярость» – один из немногих голливудских фильмов про войну, в которых нет идеологической пропаганды. Там не затронута патриотическая тематика, чего обычно достаточно в других подобных работах, где главные герои – это бравые американские парни, не забывающие в каждой сцене напомнить зрителю, из какой страны они родом, а также в одиночку выиграть войну.
Другим несомненным плюсом, которым может похвастаться фильм, является новизна в форме повествования. Возможно, я ошибаюсь, но в данный момент мне не приходят на ум фильмы, где главные герои практически всё экранное время находились бы в металлической коробке на гусеницах. И чтобы это ещё и выглядело эффектно и зрелищно.
Дэвид Эйр, режиссёр и сценарист в одном лице, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, я вспоминаю, под каким впечатлением был от «Патруля» с Джейком Джилленхолом и Майклом Пенья (в «Ярости» он играл одного из танкистов) в главных ролях, с другой – я также не забыл и недавний «Саботаж» с Арнольдом Шварценеггером, не вызывающий ничего, кроме слёз на глазах. Поход в кино на новый фильм Эйра был словно игрой в «орла и решку», т.е. с вероятностью 50/50 «Ярость» мог оказаться таким же шлаком, как и предыдущая работа. Но звёзды сошлись, хоть и не до конца. Фильм оказался частично хорош, а частично — просто неплох.
Сложно объяснить, но дело примерно в следующем: на протяжении всех двух часов, что идёт фильм, меня не покидало чувство, будто бы я смотрю новеллы, хоть и связанные единым сюжетом, но снятые разными людьми. В одной из них хотелось ударить себя рукой по лицу из-за глупости персонажей, в другой – я завороженно наблюдал за очень похожей сценой, вслушиваясь в каждое слово. Далее меня ожидали сражения, одно из которых показывало опять глупость, но теперь уже врагов, а в следующей я чуть ли не затаив дыхание ожидал исход боя из-за напряжения.
https://youtu.be/AfzuKp4gtwQ