Сюжет основан на реальных событиях и рассказывает историю бостонского гангстера Джеймса «Уайти» Балджера, который становится информатором ФБР. Именно благодаря этому сотрудничеству самый известный гангстер США и построил свою преступную империю, оставаясь абсолютно безнаказанным. Джеймс Балджер держал весь город в страхе около 20 лет, после чего еще 16 лет скрывался от властей.
https://www.youtube.com/watch?v=7hGSy2oImQw
«Черная месса» – стандартный байопик из серии «истории самых опасных и жестоких гангстеров США». Вот только в этом бесчисленном списке подобных картин он занимает далеко не первое место, несмотря на все старания Джонни Деппа. И дело не в режиссуре Скотта Купера, который, по моему мнению, справился со своей задачей, а в сценарии. «Черная месса» заявляет зрителю, что все вокруг подонки, а главное действующее лицо – самый ужасный из них. Весь фильм напоминает нарезку ключевых событий в истории Уайти, слабо связанных между собой и не способных вызвать переживания ни за одного из героев. Нет абсолютного никакого вовлечения зрителя в события.
Неспешный темп повествования картины хоть и показывает важные (по мнению создателей фильма) моменты из жизни Балджера, но отсутствие какой-либо динамики способно вогнать многих в тоску. Такие истории без идеи и морали (не считая того смысла, что был вложен в название фильма, которое является отсылкой к сатанистскому обряду) зачастую должны сниматься исключительно в жанре документального кино. За исключением нескольких моментов, связанных с семьей главного героя, в фильме нет драмы, а если какие-то ее нотки и можно заметить, то позже все равно оказывается, что она никак не влияет на развитие персонажей, и про нее забываешь уже спустя несколько минут хронометража. Причина не в интересном или запутанном сюжете, а в том, что все драматические события действительно не имеют никакого значения, и восприятие фильма у зрителя никак бы не изменилось, вырежи их на финальной стадии монтажа.
Многие ожидали «Черную мессу» исключительно из-за того, что она должна была ознаменовать перерождение Джонни Деппа – и дело не в том, что его актерское мастерство начало подводить, просто последние фильмы актера оставляли желать лучшего качества по многим критериям. Депп потерпел невероятные преображения – и речь даже не о тоннах грима, из-за чего красавчик Джонни стал похож на дьявола в человеческом обличии. Роль Джеймса «Уайти» Балджера выбивается из колеи в списке персонажей Деппа, ведь последние 10 лет смены его образов были лишь на уровне переодевания в другую одежду.
Но есть и обратная сторона медали. За образом одного безжалостного гангстера скрывается пачка первоклассных актеров, персонажи которых если не бесят своим поведением (как, например, Джоэл Эдгертон в роли агента ФБР), то вовсе незаметны. А здесь, к слову, можно увидеть таких первоклассных актеров, как Бенедикт Камбербэтч, Кевин Бейкон, Джесси Племонс, Питер Сарсгаард и Джуно Темпл. И опять же, обвинить Купера можно лишь в том, что он был невнимателен к работе сценариста Джеза Баттеруорта, полностью вложившего все свои силы в построение образа гангстера Балджера на экране. А ведь до этого режиссер отлично справлялся со звездными составами в своих предыдущих фильмах «Сумасшедшее сердце», принесшее Джеффу Бриджесу «Оскар», и «Из пекла» – оставшейся практически незамеченной драме с Кристианом Бейлом в главных ролях. Взгляните ради интереса на касты этих картин.