Люк Бессон после долгого режиссёрского перерыва выдал зрителям не просто свой новый шедевр. Он создал настоящую сказку, непохожую ни на один свой предыдущий или последующий фильм. В «Ангел-А» превосходно всё, начиная от главных действующих лиц, так непохожих друг на друга, и заканчивая декорациями – восхитительными пейзажами чёрно-белого Парижа.
Фильм повествует о 28-летнем Андре, задолжавшему денег всем преступникам Парижа. Сроки возврата долгов подходят к концу, и наш герой осознаёт, что решений проблемы не много: либо на рассвете с ним покончат гангстеры, либо он сделает это самостоятельно. Сделав выбор в пользу второго варианта, он уже собирается отдаться течению Сены, как вдруг рядом собирается сделать тоже самое ослепительная длинноногая блондинка в коротком платье. Девушка падает в холодную воду, Андре – следом за ней, но уже для того, чтобы спасти незнакомку. За такой храбрый поступок она обещает своему спасителю помочь со всеми его проблемами, даже с теми, о которых он и не задумывался ранее.
Одна из тем картин Люка Бессона – одиночество. Достаточно вспомнить предшествующие «Ангел-А» фильмы: главный герой – обычный (или не очень) парень, который страдает не только от каких-то видимых проблем, но и от одиночества, на чём изначально акцент никогда не делается. Однако «оживляет» его наипрекраснейшее из Земных созданий – женщина. Киллеру Леону новую жизнь подарила Матильда; полицейскому Корбену второе дыхание дала Лилу; Ангела здесь тоже выступает как отправная точка, знаменующая перерождение главного героя, хоть и слегка затянувшееся.
Быстро и практически незаметно герои меняются местами: теперь Расмуссен спасает араба Деббуза, но не только от долгов, как может показаться на первый взгляд. До этого одержимый только деньгами, Андре открывает свою душу, в которой можно разглядеть слабый огонёк надежды, гаснущий из-за подступающих со всех сторон тьмы в виде одиночества. Ключом для его души, конечно, становится обаятельная Ангела. Выдумать более душевного и трогательного дуэта попросту невозможно.
Люк Бессон мастер создания женских образов. Героини его фильмов всегда красивы, умны, находчивы, сильны и хрупки одновременно. Они всегда запоминающиеся. После новых картин постоянно поднимается старая тема: «какая девушка из фильмов Бессона круче?». Понять, почему Ангела никогда не попадает в подобного рода опросы, мне не представляется возможным. Она несомненно достойна занимать место рядом с другими «созданиями» Бессона, ведь великолепие этой дамы нельзя описать словами. Режиссёр не прогадал, доверив датской модели Рье Расмуссен длинные нравоучительные монологи, которые прерываются лишь на прикуривание новой сигареты. Зритель будет только рад ощутить себя на месте неудачника Андре (в исполнении Жамеля Деббуза) – испуганного, отчаянного, но впитывающего каждое слово белокурой красавицы, которая не может оставить равнодушным никого. Наверно, единственной ошибкой Бессона, за которую его можно поругать, что он дал ей роль всего лишь ангела, когда Расмуссен – это самая настоящая Богиня.
Уже упомянутый чёрно-белый Париж – гениальная находка. Обесцветить такой фильм ещё и очень смелое решение, которое могло бы убить не только краски, но и всю динамику. Однако этого не произошло, наоборот – кино получилось необычайно живым. Будто бы мосты, скульптуры и величественные здания Парижа действительно являются чёрно-белыми в реальности. У меня они, по крайней мере, отныне будут восприниматься именно так.
Хочется поблагодарить Бессона за то, что в его фильмах есть ещё одна общая черта – душа. Именно её он предпочитает пафосным героям и огромному количеству спецэффектов.
«Меня зовут Андре. Андре Мусса. Мне 28 лет, и я свободен»