Недалеко от Эдинбурга располагается маленький портовый город Лейт. Именно там 56 лет назад родился Ирвин Уэлш. Пейзажи пасмурной Шотландии и агрессивный нрав коренного населения сделали свое дело. Дожив до двадцати лет в родном городе, насмотревшись на все прелести провинции, парень решает уехать в поисках счастливой жизни. Далее все идет по плану. Но не тому, который сложил в своей голове Уэлш: ни тебе популярности панк-рок музыканта, ни денег, ни беззаботности. Первые два пункта будут, но гораздо позже. Отчаявшись, молодой бесперспективный музыкант опустится на самое дно жизни родной Британии. Именно это сделает имя Ирвина Уэлша культовым. Его слава зайдет далеко за пределы Эдинбурга. Уэлш же исправно будет платить дань родной Шотландии, подробно описывая ее в каждой из своих книг. Его романы и рассказы на сегодняшний день являются чуть ли не хроникой о жизни родной страны.
Ко дню рождения писателя мы составили рейтинг фильмов о Шотландии. Стране, подарившей миру Ирвина Уэлша.
«На Игле»
О ком, как ни о самом Уэлше, говорить в первую очередь, если речь заходит о современной Шотландии. Нашумевший и сделавший писателя популярным фильм стал одним из лучших в своем жанре. Если посмотреть на ленту с обратной стороны, то помимо чернушного наркотического опуса, можно увидеть документальное кино о жизни Шотландии. А именно Эдинбурга, в котором происходит большая часть событий. Отличие и преимущество фильма – отсутствие пафосного повествования о прекрасной стране. Дэнни Бойл, режиссер картины, показывает, что сказочная Шотландия осталась на страницах исторических книг. А Эдинбург — не больше, чем портовый город. Серый, мрачный, с недовольными и загнанными жизнью людьми.
Бойл показывает зрителю неотъемлемую часть Шотландии. Пабы с простым интерьером и дешевым пивом. Обстановку в домах заурядных жителей , которые готовы всю жизнь посвятить рутинной работе. По-настоящему искренняя и, кажется, врожденная любовь британцев к футболу. А главное то, какое место в мире отводят себе маргинальные слои таких городов как Эдинбург. ”Гордитесь тем, что вы шотландцы! Шотландия — дерьмо! Даже хуже, чем дерьмо! Мы срань этой грёбаной Земли! Мы самые жалкие, убогие, презренные, вонючие отбросы, когда-либо осквернявшие цивилизацию! Некоторые ненавидят англичан, а я нет! Они просто дрочилы! С другой стороны, нас завоевали дрочилы! Мы даже не смогли найти себе оккупантов из какой-нибудь страны! Нами правят изнеженные пидоры! Мы полное дерьмо, Томми!” – отчаявшись, кричит своему другу Марк Рентон, главный герой фильма, и в его голосе отражается эхом мнение целого поколения.
«Доля ангелов»
Следующий фильм в списке — «Доля ангелов». Картина британского режиссера Кена Лоуча, обладателя Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Его кино – это рассказ о жизни людей, на которую обычно закрывают глаза. Манера изложения режиссера заставляет зрителя досматривать ленту до конца, забывая о несовершенствах героев и переживая им. Доля ангелов – повествование о буднях антисоциальных жителей, попавших на исправительные работы. Это история о жизни Шотландии с ее недостатками, минусами и бытовыми реалиями. История о жизни такой, какая она бывает в не лучшем своем проявлении. С драками, депрессиями, бедностью, глупостью и таким атмосферным духом Шотландии, про который не принято говорить. Основное отличие этой ленты от остальных работ Лоуча в том, что на этот раз режиссер себе позволяет откровенно смеяться. Смеяться с несовершенства родной страны и ее жителей, недостатков человека и всеобщей серости и обыденности. Этот добродушный смех он выносит в ленте на первый план, позволяя зрителю расслабиться и пережить маленькую жизнь вместе с героями.
Само название, подходящее на первый взгляд больше для молодежной мелодрамы, несет в себе более глубокое значение. Доля ангелов – это спирт, который испарился во время выдержки виски. По легенде, эта часть спирта растворяется как бы с помощью ангелов и высших сил. Именно вокруг виски, одного из традиционных для шотландцев напитков, будет закручен сюжет. Еще один пункт, позволяющий зрителю в полной степени насладиться атмосферой Эдинбурга и Шотландии.
«Иллюзионист»
Это работа знаменитого сценариста, музыканта и режиссера Сильвена Шомэ. Видимо, умение делиться со зрителем духом времени, страны или местности, является необычным талантом режиссера. Сильвен Шомэ в мультипликационной ленте Иллюзионист переносит нас в 50-е года прошлого века в Шотландию, чтобы рассказать удивительно личную и проницательную историю волшебства.
Эдинбург, затертый в кинематографе тысячу раз, появляется в новом амплуа. Это тщательно проработанная, но в то же время удивительная и необычная реальность. Шомэ сумел показать зрителю сказочный город, но сохранить непоколебимый дух глубокой меланхолии, навсегда нависший над Эдинбургом.
Эта картине не насыщена диалогами, зато она наполнена музыкой, помогающей окунуться с головой в Британию прошлого века. Сильвен Шомэ совершил бы большую ошибку, загрузив мультфильм длинными речами героев, потому что лента, в которой столько атмосферности и магии, не нуждается в лишних словах.
«Маленькие личики»
Еще один фильм о нелегкой судьбе трудных шотландских подростков. Кто как не уроженец Шотландии может лучше снять ленту о буднях и обыденности британского городка? На этот раз под прицелом камеры режиссера оказался город Глазго.
Картина рассказывает о пубертатном периоде трех братьев и сложностях их взросления на фоне тяжелого положения родного городка и страны в целом. Для большого и некогда развитого Глазго,60-е годы прошлого столетия, время в котором происходит действие фильма, это период упадка и глобального кризиса. Активно растущая безработица, плохие социальные условия жизни, экономическая нестабильность затрагивают многие слои населения. Маленькие личики – это яркий пример того, как протекали дни среднестатистических ребят одного из крупнейших городов Великобритании.
«Грязь»
И на закуску – «Грязь», ещё одна экранизация романа Уэлша (в оригинале – «Дерьмо»). На этот раз главный герой – эдинбургский детектив-сержант Брюс Робертсон. И хотя здесь зритель стоит по другую сторону закона, дерьма всё равно хватает сполна – всё те же горы наркотиков, океаны спиртного и, что самое главное, игры в ублюдочность, в которой персонаж Джеймса МакЭвоя делает большие успехи. «Грязь» — это зеркало современного человека. Тут нам показывают всю ту алчность, лицемерие и ненависть, которая переполняет каждого из нас, но с одной небольшой поправкой – здесь герои выставляют это всё напоказ, соревнуясь друг с другом, будто бы это и является смыслом их существования. Шотландцы показаны с наихудшей стороны — расизм, алкоголизм, проституция, полицейский беспредел. В общем, всё то, что хорошо знакомо и нам, славянам.
Симпатизировать Брюсу сложно, однако МакЭвой делает всё возможное, чтобы этого добиться – умеет этот парень играть законченных мерзавцев, за что фильм заслуживает ещё одного плюса в колонке «обязательно к просмотру».